Глава Укрзалізниці пожаловался на большие убытки и подвергся сокрушительной критике

Эксперт отметил, что то, что в «Укрзалізниці» называют унификацией тарифов, де-факто является ростом цен на железнодорожные перевозки

Глава правления «Укрзалізниці» Евгений Лященко
Глава правления «Укрзалізниці» Евгений Лященко

В начале сентября председатель правления «Укрзалізниці» Евгений Лященко пожаловался на то, что по итогам работы в июле-августе компания получила ущерб в размере 600-700 млн грн, хотя в первом полугодии получила 3 ​​млрд грн прибыли. По его словам, исправить ситуацию можно только за счет повышения тарифов на грузовые перевозки. В ответ на это гендиректор Федерации работодателей транспорта (ФРТУ) Владимир Гусак подверг критике эти расчеты в колонке для отраслевого издания ЦТС, вышедшей 10 сентября. 

«Монополист заявляет, что «доходы от перевозок железной и марганцевой руды не покрывают расходы на их организацию». Но на уровне объемов перевозок по видам грузов, противоречия в заявлениях «Укрзалізниці» становятся еще более очевидными», – заметил эксперт. 

Он объяснил, что перевозки руды железнодорожным транспортом в июле 2024 года были наименьшими с начала года, главным образом из-за приостановки или уменьшения объемов производства отдельными ГОКами. 

«Если руда для УЗ «убыточная», то финансовый результат «Укрзалізниці» должен был бы улучшиться. Но произошла противоположная ситуация — при снижении перевозок руды «Укрзалізниця» стала убыточной. То есть, менеджмент УЗ или намеренно, или из-за своей некомпетентности вводит в заблуждение власть и общественность, ведь переменные расходы УЗ составляют лишь 20 % от тарифа. И каждая дополнительная тонна груза приносит УЗ значительную дополнительную прибыль», – пояснил Гусак.

Он также напомнил, что общий объем перевозок «Укрзалізниці» за 7 месяцев этого года вырос на 25,6 % по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Это позволило увеличить объем производства украинских предприятий, в частности, горнопромышленного комплекса, а соответственно – увеличило доходы «Укрзалізниці». По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по итогам первого полугодия 2024 года они выросли на 8,5 млрд грн или почти на 20 %, что коррелируется с объемами ростов перевозок.

«Почему же тогда компания заявляет об угрозе убыточности? Давайте посмотрим на расходную часть. В первом полугодии 2024 года по сравнению с первым полугодием 2023 года общие операционные расходы «Укрзалізниці» выросли более чем на 10 млрд грн или более 25 %. Особенно бросается в глаза просто сумасшедший. так называемых прочих операционных расходов — на 2,5 млрд грн или 80 %! Создается впечатление, что нынешнее руководство откровенно не хочет контролировать и уменьшать расходы предприятия», – отметил Гусак.

Эксперт отметил, что то, что в «Укрзалізниці» называют унификацией тарифов, де-факто является ростом цен на железнодорожные перевозки.

«В условиях, когда на многих рынках сейчас очень неблагоприятная ситуация, повышение тарифов будет означать остановку производств на время, а некоторые и вовсе вынуждены будут закрыться. Соответственно, остановятся перевозки. Тогда руководство «Укрзалізниці» на практике сможет проверить свои крайне противоречивое утверждение о том, что рост перевозок приводит к убыткам, а уменьшение – к прибылям», – подытожил Гусак.

На что жаловались в Укрзализныце

АО «Укрзалізниця» (УЗ) в июле-августе понесла убытки 600-700 млн грн и ожидает небольшой убыток по итогам 2024 года, несмотря на прибыльную работу в первой половине года.

 


«Шесть месяцев (2024 года) у нас действительно была прибыль до 3 млрд грн, но уже в июле и в августе мы столкнулись с убытком. В июле где-то 600-700 млн грн, в августе мы также ожидаем убыток до 700 млн грн... у нас пока нет тех объемов прибыльных грузов, которые дают запас прочности», – сказал глава правления АО «Укрзалізниця» Евгений Лященко на Business Breakfast от издания Forbes Ukraine 4 сентября 2024 года.

Он выразил надежду, что ситуация улучшится в связи с активизацией зернового экспорта после уборочной компании. Однако это не позволит избежать небольшого ущерба по итогам года.

«Я считаю, что, если уйдет зерно на экспорт и немного выровняется объем перевозок, мы выйдем на небольшой убыток по итогам года, поскольку в любом случае мы увеличиваем объемы перевозок, но увеличиваются и убытки по некоторым перевозкам», – сказал Лященко.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube