Глава НБУ рассказал о состоянии банков Украины на конец 2024 года

Финансовая система Украины третий год полномасштабной войны сохраняет устойчивость и готовность в дальнейшем служить поддержкой для военной экономики

Глава Национального банка Украины Андрей Пышный
Глава Национального банка Украины Андрей Пышный

Банки бесперебойно работают, обслуживая платежи бизнеса и населения и имея ответное прочное доверие и стабильное фондирование от клиентов. А кредитование банков поддерживает рост реального сектора. Об этом сообщил глава НБУ Андрей Пышный в колонке для издания delo.ua.

Обнародовали свежий Отчет о финансовой стабильности. Это детальный анализ, позволяющий оценить состояние финансовой системы в условиях войны и присущие ей риски и сформулировать четкую повестку дня на следующий год. Главный вывод, который можно сделать, перечитав отчет: банковская система окончательно оправилась от шоков полномасштабного вторжения и перестроилась на военные рельсы, подставив крепкое плечо военной экономике, считает Андрей Пышный. 

Глава НБУ приводит следующие подтверждающие аргументы:

  • банки бесперебойно работают, обслуживая платежи бизнеса и населения и имея ответное прочное доверие и стабильное фондирование от клиентов. За год (по состоянию на 1 ноября 2024 по 1 ноября 2023 года) объем гривневых средств бизнеса в банках вырос на 23%, население – почти на 16%. Рост зафиксирован в банках всех групп. Как следствие, показатель ликвидности LCR более чем в три раза превышает минимальные требования;
  • кредитование банков поддерживает рост настоящего сектора. Чистые гривневые кредиты бизнеса за год (по состоянию на 1 ноября 2024 года по 1 ноября 2023 года) выросли на 22%. Самые крупные реципиенты – отрасли сельского хозяйства и торговли, которые вместе создают около четверти ВВП. Значительно возрастают кредиты перерабатывающей промышленности, машиностроению, химпрому. Весомой составляющей является реализация кредитования энергопроектов;
  • банковский сектор стал крупнейшим донором государственного бюджета, учитывая инвестиции в государственные облигации, повышение ставки налога на прибыль до 50% и уплату дивидендов государственными учреждениями, на которые приходится более 50% активов сектора;
  • структура банковского бизнеса изменилась – большинству финучреждений удалось успешно перебалансировать активы и нарастить долю ОВГЗ и кредитов. Как следствие, вес процентных доходов от кредитования и инвестиций в ОВГЗ вырос до 70%. Такая структура процентных доходов более стабильна в условиях изменения ставок и свидетельствует о росте риска-аппетита банков; способность банков и в дальнейшем поддерживать экономику преимущественно не вызывает сомнения, ведь благодаря сохранению доходности и переходным нормам они в большинстве успешно перешли на новую структуру капитала в соответствии с норм ЕС, о чем свидетельствует проводимая банками впервые самооценка достаточности капитала ICAAP.

“Учитывая, с одной стороны, достаточно неплохое состояние системы, а с другой – сложные вызовы, с которыми мы сталкиваемся, наша повестка дня достаточно амбициозная. Должны сохранить и приумножить способность банков и дальше поддерживать экономику в любых условиях. Для этого следует взвешивать каждый шаг по банковской системе на соответствие по меньшей мере пяти приоритетам”, - отметил Андрей Пышный.

Глава НБУ очертил основные приоритеты работы регулятора:

  1. Выполнение требований МВФ и других обязательств перед партнерами, дальнейшее движение по евроинтеграционному вектору. Ключевая предпосылка для дальнейшего оживления бизнес активности и роста кредитного спроса – стабильная и прогнозируемая макроэкономическая ситуация в стране. Эта ситуация в условиях войны, прежде всего, зависит от достаточности и ритмичности международной помощи. Поэтому вопрос реализации программ с МВФ и ЕС без преувеличения – вопрос выживания страны. За уходящий год пройдено рекордное количество просмотров по программе с МВФ (шесть). Продолжается сотрудничество с ЕС по программе Ukraine Facility. Начата историческая программа помощи ЕС в рамках ERA с использованием поступлений от обездвиженных российских активов, что заставит агрессора платить по счетам. Выполнение этих программ прежде всего в наших интересах, ведь все мы стремимся жить в самодостаточной и развитой стране, которая заботится о своих гражданах и в будущем займет достойное место среди стран ЕС. По предварительной самооценке эквивалентности регуляторной базы Украины, регулирование банковского сектора в Украине уже на 70% соответствует европейскому. Мы будем в дальнейшем сокращать этот разрыв, не сбавляя темп.
  2. Дальнейшее сохранение устойчивости системы к ее способности противостоять вызовам и поддерживать экономику. Значительная рентабельность банков позволяет им поддерживать высокий уровень капитала, от объемов которого зависит потенциал кредитования и способность противостоять угрозам. Это ярко продемонстрировал первый год полномасштабного вторжения, когда благодаря крепким запасам капитала банки смогли обеспечить бесперебойную работу, поддержать клиентов через кредитные каникулы и реструктуризацию ссуд и привлекательные ставки по депозитам. Повторное повышение ставки налога на прибыль банков до 50% усложняет планирование капитала и сужает возможности кредитования. По предварительным оценкам, о системной угрозе пока речь не идет. Однако окончательно мы сможем убедиться в этом по результатам оценки устойчивости, которую в следующем году проведем с привлечением внешних аудиторов к оценке качества активов с применением базового и неблагоприятного сценариев в рамках стресс-тестирования. Так мы увидим возможные слабые звенья и сможем при необходимости укрепить их. И, учитывая реальные возможности системы, сформируем новый график введения следующих регуляторных требований к капиталу в рамках гармонизации отечественного законодательства с нормами ЕС.
  3. Обновление стратегии государственных учреждений, которые должны определить свое место ввиду изменения условий. Конечная цель для банков – их успешная приватизация. Требуют обновления стратегического видения и операторы государственных программ поддержки кредитования программа "Доступные кредиты 5-7-9%" (Фонд развития предпринимательства) и "Еселя" (Укрфинжилье). Программа "Доступные кредиты 5-7-9%" сыграла определяющую роль для кредитования бизнеса в первый год полномасштабного вторжения, "еселя" - до сих пор остается движителем ипотечного кредитования. В то же время оба оператора часто сталкиваются с нехваткой ресурсов, что делает невозможным стабильность кредитной поддержки. В обновлении стратегии требуется и Экспортно-кредитное агентство. Стратегии этих учреждений должны содействовать адресной поддержке кредитования и отвечать целям развития финансового сектора. Национальный банк предоставит свое видение необходимых изменений в обновленной Стратегии финансового сектора, но главную роль в этом процессе должно сыграть правительство как собственник соответствующих учреждений.
  4. Дальнейшее исполнение Стратегии по развитию кредитования. Ряд мер стратегии уже выполнен, прежде всего, первоочередные шаги по активизации кредитной поддержки банками приоритетных отраслей в условиях военного положения, в частности энергетики. В рамках совместного меморандума банки с июня приступили к финансированию проектов бизнеса на энергетические нужды более чем на 8 млрд грн, а объем валового портфеля кредитов с учетом их погашения составил почти 6 млрд грн. Общая профинансированная мощность генерации по предоставленным бизнесу займам – более 400 мВт. Государственным институтам пора переходить к следующим фокусам стратегии: развитию законодательной базы для усовершенствования инфраструктуры кредитования и содействия урегулированию неработающих кредитов. В частности, Национальный банк вместе с IFC будет работать над правовой базой для основания в Украине компаний по урегулированию проблемных активов (ARC). Следующий шаг – разработка стратегии развития ипотеки.
  5. Углубление денежной инклюзии. Это не только вопрос морали и нашего долга перед ветеранами и пострадавшими в войне, но и обязательное условие дальнейшего гармоничного развития финансовой системы и имплементации ею европейских правил. Внедрение стандартов ESG (Environment, Social, Governance) – одно из условий евроинтеграции, уже предусмотренное в программах с международными партнерами, в частности в Ukraine Facility. Развитие самой инклюзивной финансовой системы в мире – это не лозунг, а конкретные практические шаги. Мы одобрили Методические рекомендации по правилам инклюзивного предоставления финансовых услуг в учреждениях Украины и обязали банки и небанковские финучреждения организовать не менее 50% своих отделений физически и информационно доступными. Далее – полноценная реинтеграция деоккупированных и прифронтовых регионов в экономическую жизнь страны и введение после одобрения парламентом соответствующего закона нового типа финансового учреждения – банка финансовой инклюзии.

«Конечно, этот перечень не исчерпывающий, ведь мы почти ежедневно сталкиваемся с новыми вызовами. Но и каждый день убеждаемся в исключительной готовности нашей финансовой системы быстро и креативно отвечать на эти вызовы. Сохранение устойчивости банковской системы – это не повод похвастаться перед международными партнерами и остановиться на достигнутом, это, прежде всего, эффективное средство для достижения главной цели банковской системы – быть крепкой поддержкой для военной экономики и дальнейшего масштабного послевоенного восстановления”, - отметил Андрей Пышный.

Подписывайтесь на нашу Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube