В ВР подали законопроект № 4335 про оборот гражданского огнестрельного оружия и боеприпасов к нему
6 ноября группа депутатов от «Слуг народа» подала на рассмотрение в Верховную Раду проект закона про оборот гражданского огнестрельного оружия и боевых припасов к нему. Это уже 3-я попытка этой Верховной Рады принять закон об обороте оружия, и 15-я с момента приобретения Независимости Украиной.
Такая необходимость возникла давно: на данный момент Украина — единственная страна Европы, в которой нет собственного закона об обороте огнестрельного оружия. Сейчас этот вопрос регламентируется старым постановлением Правительства, которое было принято на исполнение закона ещё УРСР, который давно потерял силу, и внутренним регламентом МВД.
Слуги народа утверждают, что этот законопроект призван разрешить использование огнестрельного оружия простым гражданам Украины. Но это не совсем так.
Что изменяет законопроект: основные положения
Основная новелла законопроекта — это разделение всех видов оружия на 5 категорий: автоматическое огнестрельное оружие (категория А), травматическое оружие (категория В), короткоствольное огнестрельное оружие (С), длинноствольное гладкоствольное огнестрельное оружие (категория D) и длинноствольное нарезное и комбинированное огнестрельное оружие (категория Е).
Важно, что вносится понятие «специального оборота» и «гражданского оборота» оружия. Для каждой из этих категорий действуют свои правила.
Чтобы вести учёт всего зарегистрированного оружия в стране, создается Единый государственный реестр гражданского оружия, который принадлежит МВД. Право собственности же на гражданское огнестрельное оружие получают только при наличии Удостоверения владельца оружия, в котором четко прописывается, какой категорией оружия может владеть человек. Это удостоверение открывается сроком на 3 года в первый раз, а потом продлевается каждые 5 лет.
Важно, что одним оружием не могут законно пользоваться два человека. При этом, у одного человека может быть неограниченное количество оружия — при условии, что у него есть разрешение на каждый вид оружия, паспорт на каждый экземпляр и надлежащие условия хранения.
Почему это все не приведёт к реальной легализации огнестрельного оружия для населения в Украине
В принципе, к первой части законопроекта особенных претензий нет. Интересное начинается, когда законопроект касается использования и ношения оружия. Гражданским лицам ношение оружия запрещено. Кроме случаев, когда оружие перевозят из магазина домой, в тир, в ремонт, на охоту или отстрел, и в пределах места постоянного хранения этого оружия.
Фактически, это сводит на нет легализацию оружия для населения, потому что использовать его, например, в случае необходимой обороны, получается, можно только дома. При этом, в законопроекте отмечается, что будут категории населения, которым ношение оружия разрешат. Этот вопрос должен регламентировать Кабинет Министров своим постановлением. Эксперты предполагают, что это будут те же люди, которые и сейчас могут владеть травматическим оружием: депутаты, журналисты, некоторые госслужащие, работники правоохранительных органов, представители охранных фирм и так далее.
Получить право на оружие не смогут те, кто имеет медицинские противопоказания, не достигли определенного возраста для каждой из категорий оружия, были судимы за уголовные преступления, или получили приговор даже за такие незначительные административные нарушения, как мелкое хулиганство или изготовление и пропаганда георгиевской ленты.
В целом, что мы имеем сейчас: в случае принятия этого законопроекта, номинально, в Украине будет разрешено иметь огнестрельное оружие населению — в том числе короткоствольное огнестрельное оружие. Но не разрешено его носить и тем более использовать вне короткого перечня мест. Что, в принципе, сводит на нет всю пользу от этого закона.
В любом случае, даже если проект 4335 пройдет первое чтение — его могут отправить на доработку на бесконечный срок, после чего он может потеряться в Раде или будет изменен до неузнаваемости.