Почему важно внести сведения об имуществе в реестр прав и как действовать в случае отказа, объяснили в Минюсте

Место регистрации вещного права на недвижимое имущество в Украине является достаточно дифференцированным, поэтому граждане имеют право самостоятельно его выбрать

Кабмин
Минюст о государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Для всех украинцев государственная регистрация прав на недвижимое имущество является важной юридической процедурой. Если ваше жилье было построено до 2013 года, следует внести сведения о нем в Государственный реестр прав на недвижимое имущество (ДРРП). Об этом сообщили в пресс-службе Министерства юстиции Украины. 

Если ваше жилье было построено до 2013 года, то следует внести сведения о нем в Государственный реестр прав на недвижимое имущество. Этот важный шаг позволит получить ряд преимуществ, а именно:

  • Юридическая защищенность – официальная регистрация подтверждает ваши права на недвижимость, что защищает вас от возможных попыток обжалования права собственности другими лицами.
  • Правовая определенность – регистрация обеспечивает ясность в правовом статусе собственности, что важно при заключении сделок, таких как купля-продажа, дарение или наследование.
  • Возможность совершения сделок без регистрации права собственности вы не сможете законно продавать, сдавать в аренду или передавать недвижимость в наследство.
  • Доступ к кредитованию – многие банки требуют документального подтверждения права собственности на предоставление кредитов под залог недвижимости.
  • Участие в государственных программах – регистрация необходима для участия в различных государственных программах, связанных с недвижимостью. Например, по возобновлению имущества и получению компенсации за разрушенное имущество.
  • Официальные данные – регистрация обеспечивает внесение информации о вашем праве собственности в Государственный реестр, что важно для статистики и правозащитной деятельности.

К кому обратиться, чтобы зарегистрировать вещное право на недвижимое имущество?

Место регистрации вещного права на недвижимое имущество в Украине является достаточно дифференцированным, поэтому граждане имеют право самостоятельно его выбрать из действующего перечня:

  • Государственный регистратор, который находится в трудовых отношениях с исполнительным органом сельского, поселкового и городского совета, Киевского, Севастопольского городского, районного, районного в Киеве и Севастополе государственной администрацией.
  • Центр предоставления административных услуг (ЦНАП).
  • Государственная нотариальная контора или приватный нотариус.
  • Через портал Дія (в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество (отличающейся от земельного участка), регистрация которых проведена до 01.01. 2013 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения). Указанная услуга доступна в 21 областях. Недоступна – в Донецкой, Луганской, Херсонской областях и в г. Киеве. Человек обязательно должен иметь квалифицированную электронную подпись.

Какие документы необходимы для регистрации права на недвижимость в Украине?

Чтобы зарегистрировать право собственности на недвижимость в Украине необходимо иметь:

  1. Заявление на регистрацию, которая должна быть оформлена по установленной форме в Государственном реестре прав.
  2. Документ, подтверждающий право собственности. Это может быть договор купли-продажи, дарения, свидетельство о наследстве или другой документ, подтверждающий право на недвижимость.
  3. Технический паспорт – документ, содержащий характеристики недвижимого имущества.
  4. Паспорт и регистрационный номер учетной карты налогоплательщика.
  5. Документ об оплате административного сбора (квитанция). Если имущество зарегистрировано до 01.01.2013 года, процедура бесплатная.
  6. Дополнительные документы. Если недвижимость оформлена на нескольких владельцев, могут потребоваться подписи и согласия, справки, заверенные в установленном законодательством порядке, копии документов.

Перед подачей документов рекомендуем проверить актуальные требования, ведь список может изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств и типа недвижимости. Неправильное оформление документов при регистрации права собственности на недвижимость может привести к следующим негативным последствиям:

  • Отказ в государственной регистрации. Причиной этого, в частности, может быть: отсутствие необходимых документов; ошибки в документах; имущество уже зарегистрировано на другое лицо; имущество под запретом отчуждения.
  • Судебные споры – неправильное оформление может вызвать споры с другими сторонами.
  • Финансовые потери на исправление ошибок, судебное собрание и прочее.
  • Неопределенность правового статуса – неправильное оформление может привести к юридической неопределенности, что усложнит дальнейшие сделки с недвижимостью (например, продажа или аренда).

Какие сроки проведения регистрационных действий и предоставления информации из Государственного реестра прав?

Регистрация прав проводится в день внесения соответствующего заявления в Государственный реестр прав, за исключением случаев, предусмотренных Законом Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений». Общий срок проведения процедуры не превышает пяти рабочих дней с момента регистрации заявления в реестре. Предоставление информации из Государственного реестра прав в электронном формате осуществляется в режиме реального времени. Если в Государственном реестре прав уже зарегистрированы другие заявления относительно этого объекта недвижимости, срок регистрации определяется со дня принятия государственным регистратором решения о регистрации прав или об отказе в такой регистрации относительно заявления, поданного ранее.

Какова стоимость проведения регистрационных действий и предоставления информации из Государственного реестра прав?

За государственную регистрацию права собственности взимается административный сбор в размере 0,1 прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Если граждане желают сократить 5-дневный срок ожидания, это обойдется:

  • 1 прожиточный минимум для трудоспособных лиц – за срок в два рабочих дня;
  • 2 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц – за срок в один рабочий день;
  • 5 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц – за срок в 2 часа.

Более подробно ознакомиться с тарифами на услуги по проведению регистрационных действий можно в статье 34 Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений». От уплаты административного сбора за вышеупомянутые регистрационные действия освобождаются:

  1. Физические и юридические лица – при проведении государственной регистрации прав, возникших и оформленных до проведения государственной регистрации прав в порядке, определенном Законом (до 01.01.2013 года).
  2. Граждане, отнесенные к категориям 1 и 2 пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы;
  3. Лица с инвалидностью в результате Второй мировой войны, лица из числа участников антитеррористической операции, участников осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, которым предоставлен статус лица с инвалидностью в результате войны или участника боевых действий, и семьи воинов (партизан), погибших или пропавших без вести, и приравненных к ним в установленном порядке лица;
  4. Лица с инвалидностью I и II групп;
  5. Граждане Украины, объект недвижимого имущества которых уничтожен в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией российской федерации против Украины.

Как действовать в случае отказа в регистрации прав на недвижимое имущество

При наличии оснований отказа в государственной регистрации прав государственный регистратор принимает решение об отказе в государственной регистрации прав. Если лицо считает, что нарушили его право, оно может обжаловать такой отказ, обратившись к:

  • Территориальным органам Минюста. С соответствующей жалобой можно обратиться в течение двух месяцев со дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении своих прав. Жалоба подается в письменной форме и должна содержать сведения: о фамилии, имени, отчестве (наименовании) жалобщика, его местожительстве (местопребывании); номер телефона и/или адрес электронной почты; суть (реквизиты) обжалуемого решения, действий или бездействия; обстоятельства, которыми обосновывается нарушение прав жалобщика; сведения о дате, когда жалобщик узнал о нарушении своих прав; просьбу (требования) жалобщика и дату составления жалобы. Жалоба должна быть подписана жалобщиком или его представителем и может быть подана в электронной форме при подписании ее квалифицированной электронной подписью. Время рассмотрения жалобы составляет не более 45 дней со дня поступления.
  • Суду. Судебное обжалование отказа является альтернативой административному обжалованию. В то же время следует отметить, что согласно пункту 3 части шестой статьи 37 Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» открытое по заявлению жалобщика судебное производство по тому же предмету и по тем же основаниям, делает невозможным рассмотрение жалобы в сфере государственной регистрации Министерством юстиции Украины. Для обращения в суд необходимы следующие документы: исковое заявление; копия решения об отказе; доказательства, подтверждающие неправомерность отказа. Суд может отменить отказ и обязать регистратора произвести регистрацию.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube