UA

Почему россияне пилят свои бомбардировщики. Эксперт рассказал о "каннибализме" в военной и гражданской авиации РФ

Читати українською

"Информатор" записал большое интервью с авиационным экспертом Анатолием Храпчинским. Анатолий вырос в семье авиационных инженеров, работал с самолетами серии "Туполева", бывал на авиационных аэродромах, где такие самолеты обслуживаются. Эксперт рассказал, зачем россияне рисуют на аэропортах самолеты, и как стране-агрессору помогает выжить опыт Ирана.

Читати українською
Храпчинский
Изготовить Ту-160 без сварочных технологий Киевского института Патона сегодня невозможно

"Информатор" записал большое интервью с авиационным экспертом Анатолием Храпчинским. Анатолий вырос в семье авиационных инженеров, работал с самолетами серии "Туполева", бывал на авиационных аэродромах, где такие самолеты обслуживаются. Эксперт рассказал, зачем россияне рисуют на аэропортах самолеты, и как стране-агрессору помогает выжить опыт Ирана.

Россия вынуждена резать на детали свои бомбардировщики из-за невозможности создавать компоненты для новых машин. Ключевые компоненты для стратегической авиации россии при СССР создавались в Украине, на сегодня же утрачена как материально-техническая база, так и чертежи для самолетов. Об этом в интервью "Информатору" рассказал авиационный эксперт, а в прошлом - бортинженер самолетов серии "Туполева" Анатолий Храпчинский.

Почему российский бомбардировщик невозможно создать без украинских технологий?

– Ранее в медиа вы заявляли, что сейчас у россиян есть большая проблема с производством бомбардировщиков серии Ту. В чем именно проблема?

– Символом СССР была ядерная триада – самолеты Ту-16, Ту-95, Ту-22, Ту-160. При развале Советского Союза проблемой стало то, что эти самолеты были по всему СССР. Поэтому главной задачей для россиян стало унести как можно больше и более пригодных для дальнейшего использования самолетов.

Собственно, поэтому мы увидели, как у Украины, можно сказать "вымыкали" Ту-160 и три Ту-95МС. Почему ТС? Потому что в то время в России базировались старые Ту-95К, а Ту-95МС – более новые, так что могли больше проработать. Они тогда понимали, что у них возникнет проблема с производством.

Но инженерный состав, который мог строить и обучать следующее поколение, как работать с этими самолетами, был потерян. Поэтому мы видим сейчас это следствие "каннибализма", который лучше взять, разобрать самолет и поставить какие-то детали, чем что-нибудь новое построить.

Более того, терялась документация, которая там была основной для того, чтобы понимать, как ремонтировать, как обслуживать самолеты. Поэтому, собственно, большинство этих самолетов разбирались.

- Этот процесс происходил в течение 30 лет, или обострился в течение двух лет полномасштабной войны? Ведь при полномасштабном вторжении россияне активно используют эти самолеты и одновременно мы знаем, что наносятся удары по российским аэродромам.

– Если вы посмотрите, то россияне раньше в начале Великой войны использовали Ту-160. Пока они используют только Ту-95, за редким исключением Ту-22, для запуска ракет типа Х-22. Потому что Ту-95 – это старый самолет, ровесник Путина. И мы понимаем, что большинство "интеллектуальной начинки" - это простой механизм. То есть они легче в эксплуатации. Они легче их ремонтировать, их легче где-то там снять с другого самолета, привести в порядок и запустить в работу.

Ту-160, Ту-22 – эксплуатируют меньше. Потому что там высокотехнологичные продукты. К примеру, россияне заявляют, что модернизировали Ту-22М3. В то же время они ничего не говорят о Ту-22М4, который был гораздо лучше.

В них в основном происходит глубокая модернизация, но не создание какого-то нового вида вооружения.

– Я знаю, что есть компоненты, которые они не могут сами выработать.

– Ту-160 строится на основе 12-метровой титановой балки шириной 2 метра. Титан варится у нас в вакууме, это высокоточная сварка, и когда разрабатывали Ту-160, для того чтобы создать эту балку, специалисты института Патона приезжали в Казань и строили полностью эту процедуру.

То есть они создали, разработали, сделали вакуумную камеру, которая могла бы выполнять следующие задачи. Полностью вся конструкторская документация, все это делалось украинскими специалистами. Во время развала Советского Союза цех по сварке такой балки был полностью разворован. Более того, была украдена документация. Ту-160 в советские времена назывался "изделие 70". Это особенно секретный был самолет. Каждая деталь этого самолета была максимально засекречена. То, что они говорят о создании новых четырех ТУ-160 – это об остатках запасов с советских времен.

- Фактически, они не могут создать ни в коем случае новый Ту-160?

– У россиян есть такая интересная черта – они очень хорошо копируют. Мы видим это по "Шахедам", которые стали "Геранями". То есть они смогут скопировать, но будет ли это так же качественно как в оригинале — я не уверен. Я уверен, что не будет.

– Мы знаем, что частный ракет запускается с Черного моря. В будущем, когда у нас будут самолеты F-16, и мы сможем вытеснить российскую группировку ракетоносителей с Черного моря, могут ли бомбардировщики, бьющие ракетами из Каспия, остаться единственным средством поражения?

Почему россия не прячет бомбардировщики в ангарах и зачем их рисуют на асфальте

- Стратегическая авиация разрабатывалась, чтобы на расстоянии, не входя в противовоздушное пространство какой-либо страны, запускать ракеты дальнего действия, не подвергаясь прямой атаке самолетов врага.

Появление же F-16 оттеснит самолеты тактической авиации, запускающие ракеты типа Х-59 и планирующие бомбы. Чтобы добраться до стратегической авиации, нам нужны ракеты дальнего действия - JASSM, которые могут летать на расстояние до 900 км. Тогда мы можем говорить, что сможем оттеснить их стратегическую авиацию.

Если у нас будут ракеты. способны бить на расстояние до 900 км, мы сможем попадать их по Шайковке и по близким аэродромам тому же Энгельсу.

- Я знаю, что ваше детство прошло на аэродромах, потому что ваш отец также, как и вы, занимался авиационной инженерией. Вы видели русские аэродромы собственными глазами раньше и видели их сейчас, уже после того, как по ним наносились удары. Изменилась ли степень защиты российских аэродромов по сравнению с тем, что было раньше, и тем, что было после полномасштабного вторжения?

- Если говорить непосредственно о защите аэродромов, то в теории это должна быть полноценная защита - расстановка спецсредств, специальных караулов, защищающих аэродром, колючая проволока вокруг территории, куда никто не может проникнуть.

В 1998 году мне удалось побывать на Дальнем Востоке, в Мангохто (аэродром в Хабаровском крае России — Ред), где стояли Ту-95. Там же часть была изрезана, часть еще находилась. Я вам честно скажу, что гуляя по грибам, я мог спокойно выйти на взлетную полосу, посмотреть на эти самолеты, то есть не было никаких препятствий. Но это был 1998 год. А где-то в 2003 году у меня вышло побывать на аэродроме Чкаловский в Подмосковье, где базируются самолеты Судного дня. Я был удивлен, ведь там можно было бы перепрыгнуть через забор и что-нибудь занести или уложить.

Если вы сейчас посмотрите по Google-картам, то тот же Чкаловский уже оборудован Дзотами на входе, бетонными блоками, но это защищает от разведки групп, диверсантов. Но все равно наши дроны долетают. То есть там у них большой пробел.

– Почему существует пробел?

-Потому что большинство воздушной обороны взыскали на временно оккупированные территории Украины. Кроме того, в мире сейчас нет активной системы обнаружения дронов типа "Шахед", даже меньших, типа "Аист" и "Орланов".

Все, что сейчас есть — это попытки решать проблему, но нет конечного продукта, который бы окончательно решал вопрос, обнаружил, уничтожил БПЛА. Поэтому, собственно, мы и видим эти прилеты дронов. На Чкаловском несколько самолетов взорвал инженер, протестовавший против войны.

- Когда показывают аэродромы стран НАТО, у них часто самолеты стоят в ангарах. Почему, по вашему мнению, россияне не ставят свои бомбардировщики в ангары?

– Ту-160 имеет габариты 56 на 54 метра. В советское время, когда строили ангары, их делали очень маленькими. Поэтому приходилось ставить самолеты со стреловидным крылом, а не с раскрытым.

Ту-160, – копия американского B-1. Но Ту-160 – 56 метра, а B-1 – чуть меньше, 44 метра. И его вправду можно поставить в ангар.

Кроме того, по замыслу, стратегическая авиация находится далеко в тылу, под защитой нескольких уровней противовоздушной обороны. И поэтому они относились под открытым небом, на расстоянии друг от друга, чтобы в случае ЧП один самолет от взрыва не повредил другой самолет. После первых ударов они начали ставить эти шины между самолетами, строить стены для защиты.

– А зачем вообще рисовать самолеты на бетоне?

– Я, честно говоря, не понимаю. Потому что, например, у них достаточно металлолома, который они могли бы выгнать на полосы. Согласно данным Flight Global, у них около 60 Ту-22, около 17 Ту-160, около 65 Ту-95. На самом деле, всего из этого работающего очень мало.

– То, что они сейчас используют Ту-95 и не используют Ту-160 и Ту-22, это можно объяснить тем, что они берегут их?

– Да, они их берегут. Им все равно этот символизм наличия ядерной триады необходим. Хотя на самом деле ядерная триада – это наступательное оружие. Для того чтобы защищаться, достаточно тактической авиации.

"Авиационный каннибализм" в гражданской авиации. Как помогает опыт Ирана

– С начала вторжения у россиян начались большие проблемы с комплектующими для гражданских самолетов. Нет возможности покупать комплектующие напрямую поставщика и их партнеры, которые помогают с импортом, боятся санкций. Как будет развиваться ситуация дальше?

– Там гораздо глубже проблема. В основном россияне использовали мировые самолеты типа Boeing, Embraer, Aerobus. И вдобавок, они регистрировали свои самолеты где-то за границей. Ведь что по российскому законодательству, если ты регистрируешь авиакомпанию, тебе нужно покупать отечественный самолет, который больше тратит топлива, требует больше внимания и постоянно ломается.

Поэтому они регистрировались за границей и пытались там же ремонтироваться. С началом Великой войны, пытаясь спасти свои самолеты от санкций, они перерегистрировали их в России. При этом очень быстро, и не сняв с регистрации их за границей.

Так что они попали в большую проблему — двойная регистрация. Двойная регистрация по авиационному законодательству запрещена. То есть, этот самолет могут в любой стране мира арестовать.

Так же и программное обеспечение. Например, такое программное обеспечение для бронирования - Amadeus, они от него отказались и поставили свое российское, постоянно зависающее отечественное. Они это объясняют какими-то ДОС-атаками. В конце концов им нужно возвращаться где-то в 80-е годы, когда на листочки командир экипажа шел и на вышку подавал, когда он летит и как летит.

Относительно технической составляющей. Мы же понимаем, что большинство инженеров знают английский, могут ремонтировать и обслуживать "Боинги" и "Аэробусы", поэтому могут в Европе получать за это большую зарплату. В этом случае они сталкиваются с потерей инженерного состава.

Относительно комплектующих. У них есть ”друг” – Иран. Как решается вопрос Ирана? Они, например, покупают где-то в ЮАР, не очень старые "Аэробусы", эти самолеты из Ирана улетают в Узбекистан, но над воздушным пространством Ирана извещают, что у них техническая проблема и садятся в Тегеране. После этого самолетов никто не видит. В ЮАР уже получили деньги и не имеют претензий, а у Ирана — два самолета полных адекватных деталей. Так Иран живет очень давно и они могут научить этому Россию.

– Мы понимаем, что Россия очень велика и логистически очень сложно организована. Без авиации многие населенные пункты между собой не будут совмещаться.

- Если мы вспомним времена развития Советского Союза, то тогда, пожалуй, больше всего эксплуатировались поезда, транспорт, автобусы люди ездили, самолеты не так уж активно летали на самом деле. Поэтому я понимаю, что они могут вернуться в те времена, но опять же мы видим, что недавно, спустя месяц спустя, Аэрофлот отправил в Иран на регламентное обслуживание своих самолетов. Мы понимаем, что им выгоднее сейчас обращаться в Иран, который поможет им. Иран с 79 года прожил под санкциями, он многому может научить Россию.

- По вашему мнению, вообще, тяжелые бомбардировщики будут иметь какое-то место в войне будущего, или это просто они сейчас используют только потому, что они у них есть?

– Если говорить о непосредственно стратегической авиации, то мы понимаем, что они ее используют, ведь могут запускать ракеты, которые могут производить – Х-101.

То есть, это все-таки оружие, которое может уничтожать глубоко в тылу важный объект. Или создавать удары по жилым домам, то есть террористические акты, которые они любят, для того чтобы больше напугать гражданское население. Пока будущее, все-таки, я думаю, за беспилотными средствами.

- Что касается ударов ракетами по тылу, вы ожидаете этой зимой ситуации? Повторение того, что было в прошлом году, или ситуация может измениться из-за того, что ракет физически меньше стало?

У них меньше стало физически ракет. Наша противовоздушная оборона не такая, какая была в прошлом году. Но в то же время мы понимаем, что Россия наладила производство "Шахедов". Это дешевый вариант, которым они могут дальше терроризировать население Украины.

Можем лишь спрогнозировать, что это, скорее всего, будут все же комбинированные удары, они будут пытаться стрелять ракетами, которые сейчас накапливают. Попытки нанесения таких ударов у них будут, это однозначно, пока они не поймут, что они в стадии проигрыша. Но опять-таки наша противовоздушная оборона намного сильнее, поэтому для них это будет сложнее.

Напомним, в августе СМИ сообщили, что Украина впервые полностью уничтожила стратегический ядерный бомбардировщик России . Тогда же сообщалось, что у России больше нет инженерно-технической базы для строительства новых.

Также на днях было поражено место хранения вертолетов Ка-52 в Луганске . По данным СМИ, уничтожены 9 российских вертолетов. Также 15 "птичек" врага были повреждены. Силы специальных операций в ночь на 17 октября впервые нанесли удары ракетами ATACMS по этим целям.

Подписывайтесь на нашу Telegram-канал чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live . Подписаться на канал в Viber можно здесь .

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.