Зачем Украине антимонопольное законодательство и орган, который должен следить за конкуренцией, когда суды могут отменить миллиардные штрафы?
В Хозяйственном суде Киева проходит рассмотрение исков по миллиардным штрафам топливного картеля Коломойского.
36 компаний, включая «Укрнафту» и «Укртатнафту» пытаются оспорить санкции Антимонопольного комитета (АМКУ) у заместителя главы суда Вадима Босого и судьи Натальи Зелениной.
Заседание у Зелениной проходит в закрытом режиме по просьбе комитета, а последнее заседание 6 сентября у замглавы суда было шумным: с митингом под окнами против Коломойского.
О чем спор
Олигарх в очередной раз прославил Днепр, но не добрыми делами. Всё началось в 2016 году, когда АМКУ на основании данных Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) начал расследование о ценовом сговоре компаний-операторов АЗС группы «Приват».
Выяснилось, что с 2014-2016 годы в сфере розничной торговли светлыми нефтепродуктами в Украине работала система безналичных расчетов скретч-картами и топливным картам «Авіас». В этом проекте, который координировался из Днепра, принимали участие около 1625 заправок. Они работали под разными брендами во всех регионах Украины, но их объединял один центр принятия решений, а доля на рынке была почти 25% от всех станций Украины.
Когда АМКУ уже был готов принять решение, прямо на заседание принесли документ из Окружного суда Киева, который запрещал накладывать штраф. Якобы в расследовании, которое стало известно широкому кругу лиц, была частная переписка менеджеров, данные по зарплате, по продаже топлива и его остатков.
Только в ноябре 2020 года Верховный Суд отменил решения, которые не давал АМКУ завершить расследование. Но за это время, по словам бывшей уполномоченной АМКУ, основательницы проекта «Ліга антитрасту» Агии Загребельской почти половина компаний, которые могли участвовать в схеме, стали или банкротами, или находились в состоянии прекращения деятельности.
«Из оставшихся сотни, по нашим данным, подают «признаки жизни» только несколько. Прежде всего это ДП «Фірма «Укртатнафтасервіс», ПАО «Укрнафта» и ПАО «Укртатнафта». При цьому, ПАО «Укрнафта» — государственная компания, а значит наложен штраф будет оплачиваться за счет государства», — сказано в сообщении «Лігі антитрасту» в марте этого года.
В итоге, после пяти лет расследования, АМКУ оштрафовал автозаправочные станции группы «Приват» Игоря Коломойского на 4,7 млрд грн. Но большую часть этого штрафа заплатит государство.
Почему за аферу Коломойского заплатит государство
30 марта 2021 года стало известно, что АМКУ в рамках расследования дела № 143-26.13./153-16 признал действия «Авіас», «Торговий Дім «Авіас», «Пром Гарант Плюс», «Альянс Еволюшн», ПАО «Укртатнафта» и 169 операторов АЗС (в т. ч. ПАО «Укрнафта») антиконкурентными согласованными действиями и оштрафовал на общую сумму 4,7 млрд грн.
Напомним, что с 2003 года «Укрнафта» контролируется менеджментом бизнес-группы «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, котором принадлежат около 40 % акций компании, а 50 % + 1 акция находятся в собственности государственного «Нафтогаза». Под контролем олигарха — единственный крупный нефтеперерабатывающий завод в Украине: Кременчугский НТЗ.
«4,7 млрд грн — это не весь штраф, который должны заплатить компании Коломойского. Половина этой суммы, даже чуть больше, это штраф, который наложен на «Укрнафту», которая принадлежит «Нафтогазу». Фактически это те деньги, которые «Укрнафта» должна была заплатить в качестве дивидендов в государственный бюджет, но заплатит в качестве штрафа, если все же заплатит», — сказала Агия Загребельская в интервью на Украинском радио.
По словам главы АМКУ Ольги Пищанской, штрафы должны заплатить:
Как отреагировали в Укртатнафте
В компании заявили, что штраф Антимонопольного комитета незаконный. Также «Укртатнафта» указала на то, что она не занимается розничной торговлей и не имеет АЗС, а цены, по которым она поставляет нефтепродукты рынке, находятся на одном уровне для всех участников рынка.
«Выводы АМКУ базируются на кричащих ошибках, когда цены импорта для сравнения с ценами завода были вычислены без акцизного налога и НДС, и был сделан вывод о завышении цен завода на 50 %», — заявили в компании.
В «Укртатнафте» отметили, что не собираются менять своих производственных планов и дальше будет поставлять нефтепродукты на украинский рынок.
Почему там считают, что ничего не изменится? По словам Загребельской, в 2016 году Антимонопольный комитет уже оштрафовал компании Коломойского за сговор на аукционах по продаже сырой нефти. Тогда штраф составлял почти 1,5 миллиарда гривен, но компании их обжаловали в суде. Тоже может произойти и сейчас.
Ирина Логуш