UA

По образцу Израиля: возобновить авиасообщение в Украине можно до окончания войны

Читати українською

Украине есть у кого перенять опыт авиаперевозок в условиях постоянной угрозы

Читати українською
Самолёт в небе
Чтобы «открыть небо» нужно приложить много усилий, но это возможно

Украине есть у кого перенять опыт авиаперевозок в условиях постоянной угрозы

Авиаперевозчик Ryanair заявляет, что рассматривает сценарий возобновления авиаперелётов до конца этого года, а для того чтобы гарантировать безопасность пассажиров, предлагает использовать опыт Израиля. Тель-Авив постоянно находится в состоянии войны, но благодаря сочетанию мощной системы противовоздушной обороны и мер внутренней безопасности сохраняет авиационное сообщение с миром. Украина вполне может повторить этот опыт, но ключевым остается наличие на вооружении западных истребителей, что позволит обезопасить всю территорию Украины и защищать гражданские самолеты в воздухе.

Ryanair заявляет, что работает над этим

Лоукостер Ryanair рассматривает сценарий возобновление полётов гражданской авиации над Украиной уже до конца этого года, не дожидаясь окончания войны. Об этом сообщил исполнительный директор Ryanair Майкл О'Лири в интервью «Интерфакс-Украина».

«Рассматриваем два плана: один, когда война закончится и все откроется в один или два дня. И второй, наиболее вероятный, согласно которому мы можем запланировать небольшое количество рейсов уже в конце этого года», — заявил О'Лири.

Речь идет о запуске авиарейсов из Киева и Львова, а если разрешат условия, то и из Одессы. В компании считают, что сначала возобновят ограниченное количество рейсов в европейские города: Варшаву, Краков, Берлин, Франкфурт-на-Майне, Милан, Рим, Лондон, Брюссель, Амстердам, Париж и др.

«Два аэропорта невредимы и готовы заработать хоть завтра. Они есть в Киеве и Львове. Мы думаем, что аэропорт в Одессе также будет доступен довольно скоро», — выразил надежду на О’Лири.

Из Киева в начале планируют рейсы в 25 городов, из Львова — в десять, а из Одессы — в пять. В компании считают, что это возможно при использовании опыта Израиля. Ryanair проводит консультации с израильскими экспертами для организации работы. Чтобы воплотить запланированное в жизнь, нужно много работы и миллиарды долларов.

Как это организовано в Израиле

В Израиле от основания страны практически никогда не прекращалось военное положение, меняются враги, но постоянная угроза сохраняется. Однако страна имеет такой атрибут нормальной жизни как гражданские авиаперевозки. Враги часто прибегают к терроризму, когда успешной операцией считается даже убийство нескольких гражданских, поэтому израильские специалисты по безопасности подошли к решению вопроса комплексно и имеют свои наработки.

Когда говорят об израильском ПВО, прежде всего упоминают о «Железном куполе» — знаменитой системе, которая создана, чтобы уничтожать ракеты и беспилотники, которые могут угрожать городам. Она также нужна, чтобы гарантировать безопасность авиаперелётов, ведь самолеты наиболее уязвимы, когда стоят на земле. «Железный купол» может поражать цели на расстоянии от 4 до 70 км, причём система выбирает, какие из них несут угрозу, а какие упадут на пустырях. Одна пусковая установка может запустить за раз до двадцати ракет.

Иранские БПЛА
«Железный купол» приспособлен к уничтожению беспилотников и примитивных ракет. Фото: FMT

Следует заметить, что хотя был случай успешного уничтожения реактивного снаряда «Град», системе приходится иметь дело с самодельными реактивными снарядами и беспилотниками террористов, которые, конечно, значительно проще, чем те же российские Х-55. В то же время Израиль значительно меньше Украины, поэтому у них меньше времени подлёта: в Ашкелон долетают за 45 секунд, в Беер-Шеву — за 60 сек, в Тель-Авив — за 90 сек.

Кроме «Железного купола» есть ещё американо-израильская система «Хец» («Стрела»). Её специально разрабатывали для защиты от баллистических ракет. Создавая эту систему, хотели, чтобы по своим характеристикам она превзошла американский зенитно-ракетный комплекс Patriot. Ракета-перехватчик комплекса гиперзвуковая, а все компоненты передвижные и могут перемещаться на подготовленные места, чтобы усложнить врагу его воплощение.

Израиль также имеет на вооружении «Кела Давид» («Праща Давида») — это одна из новейших американо-израильских разработок, которая тоже должна заменить Patriot. Она предназначена для перехвата вражеских самолетов, беспилотников, тактических баллистических ракет средней и большой дальности, а также крылатых ракет на расстоянии от 40 до 300 км. «Праща Давида» стала на вооружение в 2017 году и уже успела хорошо себя зарекомендовать, уничтожив сирийские баллистические ракеты.

Чтобы противодействовать угрозе сбивания самолетов в воздухе, противовоздушная оборона должна быть мобильной. По примеру НАТО Израиль активно использует для этого авиацию. ЦАХАЛ имеет на вооружении комплексы воздух-воздух, например, Rafael Python-5. Их запускают с израильской копии французского самолета Mirage и копий американских F-15I Ra'am («Гром») и F-16I Sufa (« Шторм»). Эти ракеты можно запускать по цели вне зависимости от того, в какую сторону летит сам самолёт-носитель.

Для того чтобы сделать невозможным сбивание самолёта из переносного зенитно-ракетного комплекса типа «Игла», разработали систему противодействия, которую устанавливают непосредственно на гражданские самолёты. Она получила общее название DIRCM, которое расшифровывается как «Направленные инфракрасные средства противодействия». Система состоит из радиолокационного датчика и лазера. Когда DIRCM обнаруживает, что на неё направлена ​​ракета ПЗРК, лазер вводит в заблуждение систему наведения ракеты, не давая возможности отслеживать самолёт-мишень. Это значительно эффективнее тепловых ловушек

Кроме того, в аэропортах Израиля действует жёсткая система безопасности. Любого подозрительного могут вытащить прямо из очереди на самолёт и долго и скучно проверять, ища противоречия в его рассказе. Это позволяет избежать терактов.

«Мы начинаем отслеживать каждого, кто въехал в аэропорт с момента прохождения им первого пункта осмотра на въезде до момента его выезда из аэропорта или до посадки в самолет. На каждом этапе передвижения пассажира, кроме того, что отслеживаются его передвижения, используется большой спектр оборудования: металлодетекторы, сканеры, газоанализаторы», — рассказывает Итай Алон из Фишеровского института аэрокосмических стратегических исследований.

В принципе, все возможно

Можно не сомневаться, что россия попытается сорвать планы на установление авиаперелётов, хотя бы сугубо с пропагандистской целью. Но при поддержке Запада вполне реально воспроизвести систему безопасности, подобную израильской. Над Киевом уже создана трёхуровневая система противовоздушной обороны, подобное можно воспроизвести и для Львова, а он ещё довольно далеко от линии фронта. А что касается Одессы, то нет сомнений, что ПВО вокруг города усилят в ближайшее время, особенно учитывая, что путин стремится разрушить её порт.

Для уничтожения беспилотников над аэродромами даже не нужны мобильные группы, ведь известно, куда эти БПЛА полетят, поэтому для этого есть ПВО ближнего радиуса действия, как новейшие Gepard II, или Skynex, которые компания Rheinmetall поставляет в Украину. Настройки типа Patriot, которые будут выполнять функции «Пращи Давида», являются дорогостоящими, но их вполне возможно привлечь, тем более, что Германия на саммите НАТО в Вильнюсе обещала два таких. Найти DIRCM для относительно небольшого количества самолетов, как планирует привлечь в Украине Ryanair, не должно быть сложной задачей, как и наладить систему безопасности в аэропортах.

Система "Патриот"
Patriot доказал свою эффективность в руках украинцев. Фото из открытых источников

Самое интересное, как будет решена проблема защиты самолетов от нападения, когда они будут в воздухе. Для того чтобы это было надежно, нужно иметь истребители с ракетными системами «воздух-воздух». Теоретически Украина имеет на вооружении советские МиГ-29, в том числе и модернизированные в странах НАТО. Они могут нести на борту советские ракеты Р-27, Р-73 или украинские «Грань». Но Р-73 неэффективна в облачную погоду, а Р-27Р требует значительного приближения для поражения, поэтому тяжелой целью может стать даже вражеский БПЛА, особенно если учесть их незаметность. В случае если россия получит возможность использовать ракеты «воздух-воздух» Р-77 из новых МиГ-35, нам будет трудно что-то противопоставить, ведь эти ракеты летят на расстояние до 200 км, МиГ- 29 даже не заметят приближение вражеских самолетов из-за устаревшего оборудования.

Ситуацию могут исправить западные самолёты, как F-16. Эта платформа может нести самое разное вооружение, в том числе и натовские ракеты «воздух-воздух», как дальнего радиуса действия, это, кстати, модификация той же ракеты, которую используют для уже привычных нам норвежских NASAMS. В версии для F-16 она может попасть во вражеский самолёт на расстоянии более 160 км. Вместе с меньшей заметностью самолёта и лучшей электроникой это создает серьёзные проблемы для россиян и заставит их семь раз подумать, прежде чем приближаться для удара с воздуха.

Это может произойти быстрее, чем кажется

Госсекретарь США Энтони Блинкен сказал, что для того, чтобы подготовить персонал и оборудование для обслуживания, необходимо несколько месяцев. И всё же министр обороны Алексей Резников считает, что F-16 поступят на вооружение в нашей стране в следующем году.

МиГ-35 Пока ВСУ не получат западные самолеты, российская авиация, как МиГ-35, будет серьезной проблемой. Фото: Naked Science

Издание Politico опубликовало материал, в котором утверждает со ссылкой на собственные источники, что США сдерживает начало обучения украинских пилотов. Она не начнётся, пока Государственный департамент не одобрит передачу инструкций по эксплуатации, авиасимуляторов и других учебных материалов. Однако советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан опроверг эти данные, утверждая, что Белый дом не будет преградой для передачи западных самолётов.

Учитывая, что директор Ryanair Майкл О'Лири по определению имеет серьёзные связи с западными политиками, его заявление о возобновлении авиасообщения до конца года вселяет надежду. С другой стороны, решение авиаперевозчика о выходе на рынок до завершения боевых действий указывает на то, что на Западе ожидают затягивания войны. Что ж, во всяком случае, это означает, что от поддержки Украины никто не собирается отказываться.

Ранее мы рассказывали о том, что в Ryanair рассматривают два сценария возобновления полётов над Украиной. Также мы рассказывали о том, как, по мнению спикера Воздушных сил Юрия Игната, F-16 помогут выиграть войну.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.