2026 потерять отсрочку рискуют прежде всего работники частных критически важных предприятий, где средняя зарплата по компании или индивидуальная зарплата забронированного не достигнет нового порога в 21,6 тыс. грн
Правительство корректирует требования к критичности предприятий, «зарплатные пороги» для бизнеса и лимиты на количество забронированных. В 2026 году правила бронирования также претерпевают изменения: для частного сектора повысят «зарплатный порог». Ужесточат требования к обоснованию критичности работника и продлят ограничения максимальной доли забронированных в штате. Часть военнообязанных, пользующихся сейчас отсрочкой благодаря более низким зарплатам, менее формализованным обязанностям или «формальному» статусу критически важных, могут потерять бронь после пересмотра списков 2026 года.
Бронирование 2025 года и в новом 2026 году регламентируется статьей 23 Закона Украины « О мобилизационной подготовке и мобилизации » и Порядок, утвержденный постановлением КМУ № 76, в который в 2024-2025 годах уже несколько раз вносили изменения. Последние правительственные постановления детализируют лимиты, процедуру подачи через Действие и уточняют, что бронировать можно только тех, кто реально состоит на военном учете, а не формальных гражданских работников. Отдельным законом № 4630-IX от декабря 2025 расширены возможности критически важных оборонных предприятий бронировать даже тех, у кого есть проблемы с военным учетом, но только на короткий срок до 45 дней и не более одного раза в год.
В 2025 году работодатели работают с обновленным Порядком, где четко установлена максимальная доля забронированных работников и усилены требования к аргументации. Базовый лимит бронирования для большинства предприятий составляет до 50% военнообязанных в штате, в то же время отдельные категории — женщины, совместители, определенные бенефициарные владельцы — могут не учитываться в этом лимите.
Для частного бизнеса действует «зарплатный порог» в 20 тыс. грн: средняя зарплата по предприятию и ежемесячная зарплата каждого забронированного работника не могут быть ниже, тогда как государственные и коммунальные предприятия бронируют по другим критериям без столь жесткого требования к зарплатам.
Процедура все больше оцифровывается: представление списков осуществляется через органы власти или направления в электронной форме, а в 2025 году формируется единая логика подачи через «Действие» для работодателей и возможность оформлять бронь без физических визитов в ТЦК при корректном военном учете. Решения о бронировании оформляют на срок до шести месяцев с возможностью продления, но только при условии, что сохраняются основания — как для предприятия, так и для конкретной должности.
С 1 января 2026 года из-за повышения минимальной зарплаты планируется повысить требования к зарплате забронированных работников преимущественно для частного бизнеса — до ориентировочно 21,6 тыс. грн и выше как для средней зарплаты по предприятию, так и для каждого забронированного работника, тогда как государственный сектор значительных изменений в этом аспекте не ожидает. Такой подход должен отсечь случаи оформления брони работникам с минимальной официальной оплатой труда и стимулировать детенизацию доходов в частном секторе.
Также усиливается акцент на реальной критичности: профильные министерства уже требуют от работодателей доказательств, что именно этот сотрудник незаменим для выполнения мобилизационных задач или обеспечения критической инфраструктуры. Ожидается, что в 2026 году эта практика закрепится как норма, а шаблонные должности без убедительного обоснования будут чаще получать отказы.
В зоне риска оказываются военнообязанные, чья средняя официальная зарплата не будет дотягивать до нового порога: в отсутствие других законных оснований для отсрочки их брони могут не продлевать по истечении срока действия решений. Также под угрозой те, чья роль на предприятии не будет достаточно аргументирована как критически важная или дублируемая другими работниками.
Отдельная группа — работники с «проблемным» военным учетом: для них предусмотрено краткосрочное бронирование на оборонных предприятиях, поэтому рассчитывать на длительную отсрочку без составления документов не стоит. Кроме того, лица, получившие другие виды отсрочки (по семейным или медицинским основаниям), не смогут одновременно пользоваться бронированием от работодателя, ограничивающего маневр для бизнеса.
Таким образом, в 2026 году потерять отсрочку рискуют, прежде всего, работники частных критически важных предприятий, где средняя зарплата по компании или индивидуальная зарплата забронированного не достигнет нового порога в 21,6 тыс. грн. Это касается тех, кто сейчас получает менее 20 тыс. грн. официально, а работодатель не сможет или не захочет повысить выплаты для сохранения брони.
Также под риском сотрудники компаний, которые не подтвердят статус «критически важного» при проверке: без стабильных налогов, валютных поступлений или реальной значимости для бронирования аннулируют для всего списка. Те, чьи должности признают заменяемыми или работники с неактуальным военным учетом.
Государственные предприятия менее уязвимы, потому что для них зарплатный критерий не является ключевым, но и они должны обосновывать критичность должностей. В общем-то, основной удар придется на малый и средний бизнес.