Цена в октябре 2021 года на будущие поставки голубого топлива достигала рекордных значений в 2 тысячи долларов за тысячу кубов
Европейский рынок газа ощутимо трясёт ещё с середины лета. Цена в октябре 2021 года на будущие поставки голубого топлива достигала рекордных значений в 2 тысячи долларов за тысячу кубов. Высокие тарифы нового отопительного сезона обсуждали и продолжают обсуждать не только в Украине, но и в странах Евросоюза. Как заявили в Кабмине, чтобы удержать цены на газ, горячую воду и отопление премьер-министр подписал Меморандум о взаимопонимании с НАК «Нафтогаз» и мэрами городов.
Но во всей истории с ручным удержанием уровня тарифов слишком много если и не неизвестных, то, как минимум, сомнительных моментов. Например, почему подписание меморандума не может гарантировать стабильные цифры в платёжках? Да и как вообще формируется цена на энергоносители?
В нюансах разбирался Информатор.
Больше года назад с 1 августа 2020 года государство перестало регулировать тариф на газ для потребителей. Имеется в виду, что НАК «Нафтогаз» начал самостоятельно устанавливать цену, ориентируясь на европейские цифры и руководствуясь здравым смыслом. Но в преддверии нового отопительного сезона история со свободным рынком газа грозила населению неподъемными суммами в квитанциях за коммунальные услуги. В связи с этим, как отчиталась власть, 30 сентября правительство Украины в лице премьер-министра Дениса Шмыгаля, «Нафтогаз» и руководители городов подписали Меморандум по урегулированию вопросов в сфере поставок тепловой энергии и горячей воды. По сути была достигнута своеобразная договорённость о том, что местные власти не будет повышать тарифы в этом отопительном сезоне. Ведь, как пояснял лично президент Владимир Зеленский, в вопросе повышения тарифов дело не в Украине, а в Европе, где цена на газ «впервые пересекла отметку в тысячу долларов за тысячу кубометров».
«Важный вопрос Меморандума - это вопрос поставки газа для бюджетных учреждений. Договоренность по цене также достигнута. «Нафтогаз» будет осуществлять соответствующие поставки — нам удалось найти разумный компромисс, который обеспечит и стабильные тарифы, и бесперебойность поставок», — подчеркнул Денис Шмыгаль.
Однако в истории с меморандумом есть некоторые нюансы. Как поясняет юрист Юрий Гойда, с юридической точки зрения меморандум - это, скорее, «договор или соглашение о координировании действий в какой-то сфере, который не устанавливает ответственность за невыполнение прописанных условий». И в самом Меморандуме указано, что этот документ не может быть истолкован как «отказ от обращения в суд».
Кроме того, нет четкого разъяснения, каким образом сформировался тариф в 7,42 грн за кубометр для теплокоммунэнерго и почти 8 грн за куб для населения.
«Я не понимаю, откуда взялась такая цифра. Может, это результат аудита, может, это финансовый план «Нафтогаза». Где вы взяли такую цену? То есть вы просто тупо подписали какую-то писульку и разрешили своим местным бюджетным организациям платить огромные деньги за тепло для населения по цене 7, 42 грн за куб. Хотя главный исполнительный директор «Нафтогаза» Отто Ватерландер в середине сентября заявил, что себестоимость газа — 1 гривна за куб. Конечно, потом эту информацию опровергли, но откуда-то же он эту цифру взял», — говорит первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Алексей Кучеренко.
Также Кучеренко напоминает, что в январе 2021 года подобный Меморандум о ручном регулировании цены на газ, отопление и горячую воду для населения уже принимали. И тогда условия договора в полном объёме выполнены не были.
Каким бы дешёвым газ для населения в правительстве ни называли, сейчас практически каждый украинец прекрасно понимает, что за любой тариф всегда платит население. В принципе Денис Шмыгаль при подписании пресловутого Меморандума и не скрывал — разницу в цене покроют субсидиями и перенаправят из других статей бюджета: с ремонта дорог и бюджета развития.
«Чтобы покрыть разницу, внесем изменения в бюджет и перекинем 12 млрд на субсидии до конца года. Также государство перенаправит в местные бюджеты 4% с налогов физических - это не менее 11 млрд грн. Также в местных бюджетах останется 13,44% акцизного налога на топливо. Кроме того, у государства есть долг перед теплокоммунэнерго в размере 30 млрд грн. Мы договорились о реструктуризации этого долга», — рассказал Денис Шмыгаль.
Получается, вопреки объявленному курсу на евроинтеграцию, который предполагает синхронизацию украинского законодательства с европейским, Украина снова и снова возвращается к старому-доброму государственному регулированию цен.
«Население чем меньше платит, тем для него лучше. Но мы ж понимаем, что это по сути возмещение из центрального бюджета. Что нам предлагали европейцы? Они предлагали установить рыночную цену на газ, а если люди будут не в состоянии её платить, то можно помогать им субсидиями, но адресными. Именно тем, кто не может платить. Если вы делаете низкую цену для всех, то вы помогаете не только бабушке, а и олигарху. А если вы делаете рыночную цену на газ, а потом выдаёте субсидию, то вы помогаете конкретно бабушке. Как видите, мы пошли другим путём. Решили сделать хорошо всем. Но почему какой-то богач должен получать доплаты из бюджета? Есть разные имущественные категории людей: бедные и богатые. Мы сделали хорошо для всех. Справедливо ли это? Не уверен», — поясняет член экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.
Против государственного регулирования тарифов выступали и независимые члены наблюдательного совета «Нафтогаза», которые в сентябре подали в отставку. Они открыто заявляли о давлении на компанию со стороны правительства по поводу сохранения низких цен на природный газ. И это при том, что данный энергоноситель значительного подорожал на мировых рынках. И, вроде бы, низкие тарифы хорошо, но в контексте развития экономики, получается, что не очень.
Еще в 2014 году Украина подписала соглашение об ассоциации с Европейским союзом, в котором прописаны рекомендации, в том числе, и в вопросах торговли. Согласно этому документу, государственное регулирование цен в странах, стремящихся в ЕС, должно быть отменено, так как регулирование сдерживает развитие экономики и препятствует свободной конкуренции. А в статье 33 Договора об основании Энергетического Сообщества напрямую говорится, что реформирование энергетического сектора возможно лишь при «повышении уровня оплаты энергии всеми потребителями». Вместе с тем, как уже пояснял Олег Пендзин, для людей, которым тяжело оплатить коммунальные тарифы, предусмотрены адресные субсидии. Но именно адресные.
«Никакого отношения к рыночному ценообразованию установленная ныне цена газа для теплокоммунэнерго (ТКЭ) и для населения, не имеет. Если мы поднимем цены на европейских биржах, в среднем, пусть это 1200 долларов за тысячу кубов, то получим 30 грн за куб. А если мы говорим о газе украинской добычи, которая продается «Нафтогазу» от «Нафтогаздобыча» по цене 3 грн за кубометр, то откуда тогда 7 или 8 грн? Так и говорите, что у нас в стране есть две цены на газ, а для ТКЭ и населения мы придумали третью», — говорит Пендзин.
По мнению первого заместителя председателя парламентского Комитета по вопросам энергетики и ЖКУ, украинский рынок сейчас ещё не готов к синхронизации с европейским законодательством, как и не был готов 7 лет назад.
«Те, кто имеет долгосрочные контракты, хорошо себя чувствуют. Весь этот спекулятивный рынок с заоблачными ценами — это только для 5-10 % рынка, для тех, кто не имеет долгосрочных контрактов. Наших идиотов в «Нафтогазе» убедили, что лучше играть в рулетку и привязывать цену к бирже, чем иметь долгосрочный контракт, потому что если иметь долгосрочный контракт, то Путин нападёт и всем будет плохо. А мы еще не можем себе позволить рыночные цены», — поясняет свою точку зрения Алексей Кучеренко.
Но справедливости ради стоит отметить, что нынешняя проблема с ценой на газ коснулась и стран-участниц ЕС. Например, французское правительство тоже приняло решение оставить цены на газ для населения неизменными до весны. Ежедневный экономический журнал Les Échos привлекает внимание к последствиям такого решения.
«Переговоры между правительством и поставщиками энергии продвигаются трудно. Как гарантировать, что Engie и её конкуренты не потерпят убытки? Премьер-министр четко заявил, что до 1 апреля цены не сдвинутся с места. Речь — о 3 млн клиентов Engie и 2 млн потребителей услуг других компаний — Total Energie, Eni, EDF...», — пишет журналист Венсан Коллен.
Также Les Échos отмечает, что «рано или поздно потребителям придется платить больше».
Вроде бы, все как в Украине, государство тоже в ручном режиме регулирует тарифы, но с той лишь разницей, что во Франции регуляция коснется всех участников энергетического рынка, а в Украине -—только «Нафтогаза». Соответственно, и компенсация разницы из госбюджета будет только «Нафтогазу». Немного попахивает недобросовестной конкуренцией, но оставим выяснение этих правовых моментов для Антимонопольного комитета и других профильных органов.
Формулу, по которой сейчас в Украине формируется цена на газ и остальные тарифы, экономисты называют просто - пальцем в небо.
«Приняли решение, что такая цена будет, и всё. Эта цифра неимоверно далека от реальной стоимости газа украинской добычи. Палец, потолок, план, цена. Какого-то вменяемого объяснения, почему цен на газ для населения на таком уровне как 7,98, тоже нет. Посидели, посоветовались и решили. Путь будет по такой цене, «а давай», — возмущается член экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.
В целом, по словам экономистов, формула расчета стоимости на рынке газа сейчас простая: чем больше потребляешь, тем газ дешевле. Кроме того, на тариф у различных поставщиков влияет стоимость транспортировки газа. И вот тут вся история с Меморандумом тоже выглядит немного странно. С 2019 года, согласно закону о рынке газа, в Украине сам газ как товар и его транспортировка оплачиваются отдельно. А у тарифа на транспортировку своя формула, которая привязана не столько к стоимости газа, сколько к другим составляющим, среди которых и минимальная заработная плата, рост которой будет зафиксирован в государственном бюджете на 2022 год.
«На самом деле экономика у нас информационогенная. Поэтому любая информация, которая необходима и удобна продавцу, может влиять на стоимость. К примеру, в январе 2021 года «минималка» подскочила на 20 %, а к этому привязан и рост налогов, а налоги и минимальная зарплата — составляющие любого тарифа», — поясняет экономист Михаил Крапивко.
А в цене на отопление заложены не только стоимость газа и транспортировка, там же кроется цена на электроэнергию, которая в свою очередь образуется отдельно. Поэтому утверждать, что цифры в платёжных квитанциях никак не изменятся до конца весны 2022 года, весьма рискованно. Напомним, что Меморандум подписан между правительством, «Нафтогазом» и руководителями городов, о других участниках тарифообразующего рынка речь не идет. Да, с 2021 года полномочия по установлению тарифов от НКРЭКУ переданы местным органам власти, но ведь это не отменяет того, что цена должна быть экономически обоснованной, иначе предприятия, не охваченные государственной компенсаторной заботой, рискуют просто обанкротиться и закрыться.
На сегодняшний день цена на газ по всему миру достигает своих максимальных значений. И такая ситуация не жет быть следствием какого-то одного фактора. Так, американский портал NASDAQ (англ. National Association of Securities Dealers Automated Quotation — Служба автоматизированных котировок Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам) сообщает, что причины роста цен на газ следующие:
Из материалов чётко видно, рынок газа стал настолько глобальным, что различные события в разных уголках мира, влияют на цены по всему миру. Проще говоря, восстановление работы заводов в Юго-Восточной Азии скажется на цене на газ в Украине.
Но не менее важным фактором, влияющим на рекордные цены на газ, вполне может быть и «гибридный» метод ведения бизнеса со стороны «Газпрома». В частности, аналитики немецкого DW подозревают, что «Газпром» всё лето целенаправленно распродавал свои запасы газа в подконтрольных российской корпорации газохранилищах ЕС, чтобы к осени создать искусственный дефицит «голубого» топлива. По мнению европейцев, основная цель таких действий - желание Кремля спровоцировать рост цен и в такой обстановке оказывать давление на Берлин и Брюссель, чтобы те в ближайшее время разрешили начать эксплуатацию сразу двух ниток «Северного потока -2». Все это, по логике России, должно произойти вопреки требованиям Третьего энергопакета ЕС о разделении компаний, поставляющих газ, и компаний, его транспортирующих. И монополия «Газпрома» в этом контексте Кремль абсолютно не смущает.
«Укртрансгаз», «Нафтогаз», правительство Украины и некоторые политики в унисон заявляют, что волноваться украинцам не стоит, газа в хранилищах (ПХГ) достаточно.
«Сейчас в подземных хранилищах Украины накоплено 18,7 млрд кубометров газа. Да, этот объём ниже, чем в прошлом году, когда мы побили десятилетний рекорд по наполненности ПХГ. Но он достаточен для прохождения зимы. Это подтверждают тенденции прошлых лет: в 2015-2020 годах среднегодовой уровень отбора газа из ПХГ составил 8,1 млрд кубометров. Поэтому при стабильной ситуации в энергетической отрасли Украины и отсутствии форс-мажоров, 18,7 млрд кубометров газа хватит для комфортного прохождения отопительного сезона. Даже с учетом факта, что 2,8 млрд кубометров газа пока принадлежат компаниям-нерезидентам», — заявил Сергей Перелома, в.и.о. генерального директора АТ «Укртрансгаз».
Однако слегка удивляет непоколебимая уверенность руководства страны и энергетических компаний в погоде. Ведь уровень потребления газа населением зависит еще и от того, насколько холодной будет зима. Об этом помнят экономисты, но забывают политики.
«Следующий вопрос: зима определит объёмы потребления ТКЭ и населения. Если нам снова посчастливится и тёплая зима будет, «Нафтогазу» нужно будет меньше докупить газа. А если наоборот?», — говорит эксперт по энергетике Украинского института будущего Адриан Прокип.
Вместе с тем, информация руководства АТ «Укртрансгаз» об уровне среднегодового потребления газа населением вызывает недоумение у экономистов. По словам члена экономического дискуссионного клуба Олега Пендзина, население в год потребляет значительно больше 8 млрд кубов газа.
«Того газа, который за год добывает «Укргаздобыча», вполне хватает на обеспечение населения теплом. Украина в год добывает около 20 млрд кубометров газа, а для населения и ЖКХ идет около 14 млрд», — говорит Пендзин.
А если говорить о стратегическом планировании, которое предполагает, что украинцы выживут после зимы и продолжат пользоваться газом, правительству не лишним будет задуматься и о летних тарифах.