Адвокаты указывают, что указанные изменения выгодны для бизнеса, ведь не нужно будет составлять, подписывать и отправлять такие акты контрагенту, что облегчит сотрудничество украинских предпринимателей с иностранными партнерами, которые в своей деятельности обычно их не используют
Правительство планирует отменить обязательное подписание акта выполненных работ для оплаты услуг в безналичной форме как подтверждение получения услуг. Это предусмотрено законопроектом №13598 от 04.08.2025 года "О внесении изменений в Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине"". Он устанавливает, что факт совершения хозяйственной операции по выполнению работ (оказанию услуг) подтверждается фактом их оплаты. Достаточно будет только счета-фактуры или договора и безналичного расчета без составления и подписания акта выполненных работ (оказанных услуг). Об этом Информатору рассказал руководящий партнер адвокатского объединения «Виннер партнерс», арбитражный управляющий Сергей Литвиненко.
Указанные изменения выгодны для бизнеса, ведь не нужно будет составлять, подписывать и отправлять такие акты контрагента, что облегчит сотрудничество украинских предпринимателей с иностранными партнерами, которые в своей деятельности обычно их не используют. Таким образом, законопроект №13598 от 04.08.2025 года является важным этапом адаптации украинского законодательства в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с европейскими стандартами.
"В соответствии с действующим законодательством акты предоставления услуг являются первичным бухгалтерским документом, который подтверждает реальность проведенной хозяйственной операции. Современные украинские налоговые органы и суды именно этим документом подтверждают факт предоставления услуг. В европейских странах действительно такой практики нет, ведь достаточным подтверждением предоставления услуг и необходимости их оплаты является направление инвойса (счета-фактуры) и его оплата. Действительно, такое изменение значительно упростит взаимопонимание украинских и европейских компаний, однако это потребует понимания органов контроля. Кроме того, для лиц, оказывающих услуги, нужно будет подумать о фиксации предоставления таких услуг и подтверждения в случае наличия спора", - считает адвокат ЮК «Приходько и партнеры» Ирина Ан.
Позиция адвоката Игоря Ясько состоит в том, что любую законодательную или подзаконную инициативу необходимо оценивать, прежде всего, сквозь призму ее практических правовых последствий, а не с позиций общественного или политического резонанса. Каждый нормативный документ создает определенную систему прав и обязанностей, следовательно – механизмы защиты и одновременно потенциальные риски для сторон правоотношений.
"Рассмотренный документ, несмотря на наличие дискуссий, играл важную роль в регулировании договорных отношений в сфере выполнения работ или оказания услуг. Его предписания, по сути, обеспечивали дополнительный правовой инструментарий для защиты исполнителей (подрядчиков, поставщик услуг) в случаях недобросовестного поведения контрагентов. Речь идет, в частности, о возможности а также о гарантиях, что исполнитель не останется без юридического механизма реализации своего права на вознаграждение. В то же время сам механизм создавал почву и для злоупотреблений. Заказчики (получатели работ/услуг) в ряде случаев оказывались в более уязвимом положении, поскольку формальные основания для предъявления претензий и взыскания могли использоваться и при отсутствии добросовестного исполнения со стороны исполнителей. Таким образом, документ фактически выстраивал асимметрию между сторонами договорных отношений: обеспечивая защиту одних, он одновременно ограничивал правовые инструменты других", - говорит Ясько.
Отдельно следует учитывать и специфику украинской правоприменительной практики. Любое нормативное предписание, имеющее потенциал влияния на динамику финансово-хозяйственных обязательств, становится инструментом в руках контролирующих и правоохранительных органов.
"К сожалению, фактическая реализация положений этого документа часто сопровождалась открытием уголовных производств, внеплановыми проверками и создавала пространство для использования "силового ресурса" в отношениях с бизнесом. Это свидетельствует о превращении правового инструмента, который должен регулировать баланс интересов, в дополнительный механизм давления в хозяйственной среде. Учитывая изложенное, оптимальным подходом видится не полная отмена такого механизма и не его оставление в первоначальном виде, а системная нормативная доработка. Регулятор должен четко уравновешивать права и обязанности сторон договора, минимизировать возможности злоупотреблений как со стороны исполнителей, так и со стороны заказчиков, а также предусматривать процессуальные предохранители против неправомерного вмешательства правоохранительных органов в гражданско-правовые отношения. Только при таких условиях документ сможет выполнять свою функцию как инструмент правового регулирования, а не как средство создания дополнительных рисков в хозяйственной деятельности", - объяснил Ясько.
Кабинетом министров Украины, зарегистрировано в Верховной Раде Украины, проект Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» о введении отчетности по устойчивому развитию» (регистр. № 13598). Законопроект направлен на гармонизацию национального законодательства в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности с требованиями европейского законодательства. Проектом Закона предлагается внести изменения в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», которым предусмотрено: