Трейдеры уже сейчас активно закупают горючее по старым ценам, чтобы минимизировать расходы после повышения акцизов
В Украине уже с 1 января 2025 года ожидается очередное повысятся акцизы на бензин, дизельное горючее и автогаз. А еще в Верховной Раде намерены внедрить экологические нормы Евро-6. Об этом говорится в публикации издания "Украина за рулем".
Уже через три недели в очередной раз повысятся акцизы на горючее: бензин - рост с €242,6 до €271,7/тонна; дизельное топливо: с €177,6 до €215,7/тонна; автогаз: со €165 до €193/тонна. Трейдеры уже сейчас активно закупают горючее по старым ценам, чтобы минимизировать затраты после повышения акцизов. Однако, по словам директора консалтинговой группы "А-95" Сергея Куюн, все будет зависеть от мировых цен на нефть.
"В январе выходит увеличение налогов до 1,5 грн на литре. Но, например, когда в сентябре вводились новые налоги, то мы не ощутили подорожание бензина и дизеля, поскольку закупочная цена на нефть на тот момент существенно снизилась. И этот фактор перекрыл фактор повышения в результате акциза. Не исключаю, что и в январе будет аналогичная ситуация из-за высокой конкуренции. насыщенность рынка цены на горючее находятся на минимально возможном уровне", – пояснил Куюн.
Кроме того, в Верховную Раду внесен законопроект №12267, вводящий стандарты Евро-6 в Украине уже с начала 2025 года. Об этом сообщил председатель комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Даниил Гетманцев на конференции Petroleum & LPG Ukraine 2024. Его планируют принять до конца года – среди парламентариев существует консенсус в отношении него. Согласно документу, экологические нормы Евро-6 вступят в силу с 1 января 2025 для новых легковых автомобилей, а вот для грузовиков и автобусов их все же отсрочат до 2027 года.
Тему с налогами и авансовыми платежами в комментарии УНИАН конкретизировал соучредитель группы компаний "Прайм" Дмитрий Леушкин. Он считает, что не стоит забывать и о других обновлениях законодательства для отрасли. В частности, эксперт упоминает закон о минимальных запасы горючего для АЗС и новое повышение акцизов на горючее, запланированное на 1 января 2025 года. Все это суммарно прибавит до 4 гривен к текущей цене топлива. Однако этот процесс будет происходить неравномерно.
"Согласно новому закону об авансовых платежах, уже с 1 декабря с каждой заправки нужно будет платить 60 тысяч гривен налога на прибыль. Если сети премиальные, которые и так по 150 тысяч гривен платят, то их это никак не коснется. Но если это дискаунтер, где показывали всего 2-3 тысячи гривен в месяц по заправке, то эти деньги где-то придется взять. И придется где-то на 1 гривну на литре поднять цену. Или выкручиваться. Кроме как делать недолив вариантов, уже почти нет, поскольку налоговые "скрутки" и другие "схемы" они уже привлекли. Если цены где-то не изменятся, то там либо недоливают, либо какая-то еще схема. Как именно они поступят - будет на их совести", — пояснил Леушкин.
По его мнению, для дискаунтеров образуется дилемма – либо поднять цены до премиального уровня и потерять свое главное конкурентное преимущество (дешевизну), либо потерять бизнес. И этот "счетчик для дискаунтеров", по словам эксперта, запустился "уже с этого понедельника". Затем запустятся и другие обновления законодательства, способствующие изменениям баланса на рынке АЗС и будут способствовать повышению цен для украинцев.
"С 24 декабря заработает закон о минимальных запасах (обязывающий заправочные станции накапливать и хранить топливо в объеме 3% от общего оборота или выделять средства на обеспечение этих запасов), из-за чего горючее снова прибавит в цене. Но здесь процесс можно чуть-чуть потянуть, ведь все сети уже закупились топливом на 1,5-2 месяца. Эффект этого закона начнет отражаться в конце января, по мере истощения запасов", – продолжил Леушкин.
В общем, зима – это "низкий сезон", из-за чего запасы горючего будут раскупать медленно. И, соответственно, их будут увеличивать только поближе к весне. В общем, вместе с акцизами и повышениями налогов это все прибавит 2-4 гривны на каждый литр. Но покупатели премиального топлива этого, вероятно, могут и не заметить, в отличие от потребителей самых дешевых марок.
"Те цены, которые вы видите на стелах АЗС, имеют значительную маркетинговую долю. Реальная цена топлива значительно ниже. Например, в конце ноября "рабочая цена" - это 46-47 гривен за литр. А на стелах вы видите 54-55 гривен. Эти 7 гривен, условно, и есть маржинальность АЗС. скидки и акции. И если будет стоять вопрос об увеличении расходов, то будут "поджимать" маркетинг. Те станции, где эта доля меньше 4 гривен, вынуждены будут повышать цены. А премиальные сети просто "вдавятся" путем маркетинга на переходный период. Но со временем все равно все вернется на свои места", – добавил Леушкин.
То есть, одни вынуждены будут поднимать цены уже в декабре - январе, а другие – ближе к весне. Однако цены будут поднимать все. И это без учета очередного обострения на Ближнем Востоке, толкающего мировые цены на нефть вверх. Что не хорошая новость для украинского потребителя. Ведь это будет "раскручивать" и общую инфляцию в стране, потому что логистическая составляющая есть у каждого товара на прилавках отечественных магазинов. Впрочем, то, что плохо для потребителя, может быть выгодно государству – чем выше цены, тем больше налогов он с них получит. Конечно, если удержит курс гривны, иначе эти "доходы" будут "дутыми". Но это уже другая история.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.