Работы по строительству метро на Виноградарь не ведутся, но деньги выделяются на это
Девелоперские компании с 2016 года, когда мэр Киева Виталий Кличко объявил о строительстве метро на жилмассив Виноградарь, построили тысячи квартир на месте садов агрокомбината "Пуща-Водица". Близкое расположение к будущим станциям для многих оказалось определяющим фактором при выборе жилья. Проектанты способствовали застройщикам, направив метро к новым ЖК, а не к старой застройке Ветряных Гор и Виноградарю. Сроки окончания работ не раз подвигались, последние полтора года темпы строительства близки к нулю. Большая война – не основная причина, ведь в столице реализуются масштабные автомобильные проекты.
Как говорится в материале Экономической правды "Почему не строят метро на Виноградарь?", главная причина остановки работ по продолжению Сырецко-Печерской ветки метрополитена на Виноградарь – финансовые махинации компании "Киевметрострой". Она является генеральным подрядчиком строительства. Киевская местная прокуратура выяснила, что в мае 2019 года чиновники "Киевметростроя" разместили более 1,5 миллиарда гривен, полученных из бюджета города на строительные работы, на депозит в Укргазбанке. Как установило следствие, начисленные проценты использовали для собственного обогащения.
По данным следствия, полученную прибыль "Киевметрострой" перевел на счета ООО "Профи-факторинг". Последнее направило эти деньги компаниям, связанным в том числе с народным депутатом Вадимом Столаром. Другое дело расследует Нацполиция. Ее следователи выяснили, что "Киевметрострой" перечислил 140 миллионов гривен ООО "Позитив-В" и 390 миллионов гривен - ООО "Киевметротоннельстрой" как аванс на закупку стройматериалов и выполнения работ.
Столичная прокуратура решила взыскать полученные предприятием проценты. В январе 2023 года апелляционный суд поддержал эту позицию и оставил в силе решение суда первой инстанции о взыскании с "Киевметростроя" более 139 миллионов гривен в столичный бюджет. Общая сумма финансовых требований прокуратуры к "Киевметрострою" составляет 218 миллионов гривен. Судебные баталии продолжаются.
Летом начальник коммунального предприятия "Киевский метрополитен" Виктор Брагинский заявил, что работы по строительству метро на Виноградарь возобновят в сентябре 2023 года после корректировки научно-проектной документации. В конце 2022 года КП заказало корректировку проекта и заплатило за это 69,4 миллиона гривен. В ответе на запрос журналистов о необходимости корректировки проектной документации на предприятии объяснили изменением плотности застройки, государственных строительных норм и рекомендациями научно-технического сопровождения строительства.
На странице тендера в Prozorro говорится, что в обновленный проект строительства впишут возможность привлечения инвестиций, запуска нового участка метро тремя очередями и необходимость сноса некоторых объектов. На вопрос, возобновили ли работы в сентябре 2023 года, заместитель начальника столичного метрополитена Дмитрий Пинчук сообщил, что "Киевметрострой" возобновил строительство в сентябре 2022 года и якобы весь последний год оно продолжается.
Однако, по наблюдениям жителей, блоггеров-обозревателей и депутатов Киевсовета, проходческий щит между станциями "Сырец" и "Мостицкая" не работает, а на открытом участке между "Мостицкой" и "Проспектом правды" вырос подлесок. Проходческий щит вырыл всего один тоннель на подземном участке строительства, а процент готовности открытого участка в "Киевском метрополитене" оценивать не берутся. Даты завершения строительства и пуска движения поездов определят после корректировки проекта и с учетом бюджетного финансирования.
Общая сметная стоимость строительства участка Сырецко-Печерской линии метрополитена от станции "Сырец" на Виноградарь со строительством электродепо составляет 11,2 миллиарда гривен. Последний платеж на счета "Киевметростроя", по данным портала Spending, состоялся в октябре 2022 года: 1,5 миллиона гривен на зарплаты сотрудникам за первую половину февраля 2022 года.
Ситуация сложная, многое зависит от акционеров и руководства "Киевметростроя". Возобновить работу и пойти на сделку со следствием – лучшее решение. Такой вариант возможен, если одна из сторон корпоративного конфликта откажется от борьбы или поставит ее на длительную паузу.
Невыполненные обещания городских властей построить метро бьют по ее рейтингу. В последний раз в Киеве открывали новую станцию ("Теремки") десять лет назад. Разорвать договор с "Киевметростроем" и провести новый тендер – худшее решение, ведь есть риск не вернуть средства налогоплательщиков и отвечать за свои действия в суде. В выигрыше только застройщики территорий агрокомбината "Пуща-Водица", которые могут продавать будущие квартиры "возле метро" еще много лет.
В общей сложности на Сырецко-Печерской линии метрополитена предусмотрены еще 4 новые станции метрополитена: "Мостицкая", "Варшавская" ("Проспект Правды"), "Виноградарь" и "Улица Маршала Гречко", сообщало "Суспільне". Сначала метрополитен получит первые две станции, затем другие.
Станцию "Мостицкая" планируют разместить неподалеку от конечной остановки троллейбуса №5. На крыше вестибюля хотят обустроить газон. Сама станция будет с зелеными путевыми стенами и гранитным полом. В проекте предусмотрены шумопоглощающие экраны, которые скроют под панелями из перфорированного фиброцемента. Глубина станции будет 17 метров.
Подписывайтесь на нашT elegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.