Адвокатка напомнила, что потребитель несет ответственность за состояние электроустановок, которые находятся в его зоне ответственности
В Украине очень распространенной практикой среди операторов системы распределения электрической энергии является проведение внеплановых контрольных осмотров и технических проверок счетчиков и электроустановок потребителей на соблюдение ими Правил розничного рынка электрической энергии. Порядок проведения технической проверки и основания для составления ОСР акта о нарушении урегулированы Правилами розничного рынка электрической энергии, утвержденными Постановлением Национальной комиссии, осуществляющим государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг от 14.03.2018 года № 312 (с изменениями). Об этом Информатору сообщила Яна Клименко адвокатка, руководитель адвокатского бюро "Яны Клименко".
Нарушениями Правил считаются: повреждение или срыв пломб и/или индикаторов, повреждение отпечатков клейм на пломбах, повреждение расчетных средств измерительной техники, признаки вмешательства в параметры расчетных средств измерительной техники с целью изменения их показаний, самовольные подключения к электрическим сетям. В случае выявления таких нарушений при проверке ОСР составляется акт о нарушении, форма которого утверждена п. 8.2.5 Правил. Акт о нарушении должен быть рассмотрен комиссией в составе представителей ОСР и с участием потребителя в течение 90 календарных дней со дня составления акта.
Потребитель должен быть обязательно заранее уведомлен ОСР о проведении заседания комиссии для возможности принять в ней участие и дать объяснения о составленном акте. В случае причастности потребителя к нарушениям Правил комиссией принимается решение, оформляемое протоколом, где указываются объем и стоимость неучтенной электрической энергии, начисленной на основании акта о нарушении. Вместе с протоколом потребителю предоставляется или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении почтового отправления в адрес потребителя расчет объема и стоимости неучтенной электрической энергии и счет на оплату, который потребитель обязан уплатить в течение 30 календарных дней со дня получения. А в случае неполучения потребителем счета в почтовом отделении в течение 5 рабочих дней со дня поступления счет считается им полученным на 5-й рабочий день (такие сроки установлены в п. 8.2.7 Правил).
"И в случае, если потребитель не оплатил вовремя счет за неучтенную электрическую энергию, ОСР обращается в суд с иском о взыскании с потребителя задолженности и штрафных санкций за нарушение сроков оплаты. Из судебной практики следует, что в таких делах потребителям в большинстве случаев не удается защитить свои права, и доказать непричастность к нарушениям Правил, но если знать все тонкости и руководствоваться нормами Закона Украины «О рынке электрической энергии», положениями Правил, Кодекса коммерческого учета электрической энергии, в суде можно отстоять свои интересы", - указала адвокатка.
Прежде всего следует помнить, что потребитель несет ответственность за состояние электроустановок, которые находятся в его зоне ответственности согласно акту разграничения балансовой принадлежности. И в случае обнаружения потребителем повреждения пломб, отпечатков тавр на пломбах, установленных на счетчике, либо обнаружения некорректной работы счетчика, либо обнаружения других повреждений или некорректной работы электроустановки, необходимо обязательно обратиться к оператору системы для фиксации и устранения таких повреждений. Ведь самостоятельное вмешательство потребителем без уведомления ОСР будет считаться нарушением Правил и служить ОСР основанием для составления акта о нарушении.
"Если уже случилось так, что представители ОСР составили акт о нарушении без участия потребителя, а в большинстве случаев так и случается - ОСР не сообщают заранее потребителям о проведении технической проверки, а вручают/направляют по почте уже составленный и подписанный акт о нарушении потребителю. В таких случаях потребителю следует быть бдительным и прежде всего необходимо проверить составлен ли акт в соответствии с п. 8.2.5 Правил. Согласно Правилам акт обязательно должен содержать следующие данные: содержание нарушения со ссылкой на соответствующие пункты Правил, параметры электроустановки, схема подключения электроустановки, ЕИС код площадки коммерческого учета, границы балансовой принадлежности, сечения и материал всех проводов (кабелей),
имеющихся в схеме подключения, номинальную силу тока износа коммутационных аппаратов, вовлеченных в схеме подключения, фазирование счетчика на дату оформления акта о нарушении. То есть представители оператора системы распределения при составлении акта обязаны установить и внести все эти сведения в акт", - отметила Клименко.
Также потребителям следует проверять наличие всех подписей в акте о нарушении. В соответствии с Правилами акт о нарушении должен быть составлен уполномоченными представителями оператора системы на месте выявления нарушения в присутствии потребителя или уполномоченного представителя потребителя (то есть лица, подтвердившего свои полномочия документально) или другого лица, допустившего представителей оператора системы на объект (территорию) потребителя для проведения проверки. Акт обязательного должен содержать подписи лиц, с участием которых составлялся этот акт.
"ОСР очень часто злоупотребляют этой нормой Правил, и составляют акты о нарушении без присутствия потребителя или его представителя, а только при присутствии постороннего лица, которое ОСР указывают в акте как лицо, допустившее на объект (территорию) потребителя для проведения проверки. Фактически, такие посторонние лица в основном не имеют никакого отношения. В случае, если акт о нарушении таки составлен ОСР, но потребитель (его уполномоченный представитель или другое лицо, допустившее на объект потребителя) отказывается подписывать акт, то такой акт будет считаться действительным только в случае, если: его подписали более одного уполномоченного представителя ОСР и незаинтересованное лицо (представитель ЖЭД, самобаланс либо представитель органа местного самоуправления, другой потребитель и т.п.) при удостоверении этого лица, либо его подписали более одного уполномоченного представителя ОСР, а отказ потребителя (представителя потребителя или другого лица, допустившего на объект потребителя) подписывать акт о нарушении подтверждается видеосъемкой", - объяснила Клименко.
Если вышеуказанные условия при составлении акта не соблюдены ОСР, то такой акт о нарушении недействителен, и на его основании не может быть начислена стоимость неучтенной электроэнергии потребителю. Но это бремя доказывания о недействительности акта лежит на потребителе, и в случае несогласия с актом потребитель имеет право обратиться с претензией к ОСР или к Регулятору – Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.
Если же потребитель не присутствовал при проверке, не получал акт о нарушении, но комиссия ОСР приняла решение о начислении объема и стоимости неучтенной электроэнергии и выставила потребителю счет на оплату, то в таких случаях потребителю, кроме проверки на предмет соответствия Правилам составленного акта о нарушении, необходимо проверять правильно ли осуществлен расчет период начисления неучтенной электроэнергии.
Очень распространенной практикой среди ОСР при расчете объема и стоимости неучтенной электроэнергии является применение разрешенной мощности, указанной в договоре на распределение (передачу) электрической энергии вместо осуществления замеров всех электроприборов, подключенных к учету, при проведении проверки. Как правило, заполняя акт о нарушении, представитель ОСР отмечает, что потребитель не предоставил возможности осуществить замеры электроприборов или не предоставил все паспорта на электроприборы.
"Хотя, это не соответствует действительности, ведь потребитель либо вообще не присутствовал при проверке и, соответственно, не имел возможности предоставить паспорта, либо ОСР не сообщил потребителю о необходимости осуществить замеры электроприборов. Представители ОСР знают эти тонкости и используются в свою пользу, так сказать, злоупотребляют своими правами. Для доказывания неправомерности действий оператора системы распределения в таких случаях потребители имеют право на обращение в суд с иском об отмене решений комиссий ОСР по начислению объема и стоимости неучтенной электрической энергии. Но чтобы доказать в суде свою непричастность к нарушению Правил, убедить суд в недействительности акта и несоблюдении ОСР Правил при расчете объема и стоимости неучтенной электрической энергии, потребителю следует быть убедительным и вовремя предоставить все доказательства с обоснованной правовой позицией", - резюмировала Клименко.
В случае, когда отправленные вами показания меньше предыдущих или превышают допустимый для вашего жилья лимит – чат-бот ДТЭК попросит предоставить фотографию счетчика для подтверждения данных. На фото должны быть отчетливо видны показания счетчика, серийный номер, зоны потребления (для счетчика «День-Ночь»). Чтобы проверить, откорректированы ли показания, в чат-боте ДТЭК нажмите кнопку «Меню», затем – «Передать показы» и выберите адрес объекта. Вы получите сообщение с последними (то есть с обновленными) показаниями. Передавайте корректные показания счетчика в течение двух последних дней текущего и первых трех дней следующего месяца – и платите только за тот объем электроэнергии, который действительно потребили.