Украинцы стали более осторожно тратить деньги на досуг, посещаемость ресторанов и баров в первой половине 2025 года существенно снизилась. Средний чек в заведениях вырос, и теперь ужин или даже кофе обходятся ощутимо дороже
В первом полугодии 2025 года украинцы стали реже посещать питание. По данным исследования компании Poster, автоматизирующей работу ресторанов, общий трафик в сфере HoReCa упал на 9% в годовом исчислении. Более всего пострадали бары и рестораны, где посещаемость сократилась на 16%. Единственный удержавший свои позиции сегмент — суши-заведения.
Впрочем, падение посещаемости не привело к уменьшению выручки, наоборот, в среднем она выросла на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Главной причиной стала инфляция и повышение цен, ведь за те же заказы посетителям теперь приходится платить больше.
По словам CEO и соучредителя Poster Родиона Ерошека, статистика отражает не рост спроса, а удорожание каждой позиции в меню.
«Цифры показывают не то, что украинцы стали есть больше или баловать себя чаще, а то, что любимый кофе или ужин в ресторане подорожали», — сказал он.
Согласно исследованию, средний чек в общепитах вырос на 17% и сейчас составляет 171 гривну. Больше поднялись цены в барах — на 19% (до 476 грн), в кафе — на 18% (до 108 грн), в кафе — на 17% (до 307 грн).
В ресторанах средний счет вырос до 675 грн (+17%), в пиццериях – до 324 грн (+16%), в пекарнях – до 82 грн (+14%). В то же время суши остались относительно стабильными: средний чек вырос на 12% и теперь составляет 670 грн.
Среди городов, включенных в исследование, самую большую динамику продемонстрировал Львов. Выручка там выросла на 7% по сравнению с 2024 годом. Самым успешным форматом стали суши-рестораны, показавшие прирост в 9%.
Всего в аналитику Poster вошли данные 8800 заведений разных типов по всей стране, работавших в течение всего исследуемого периода.
По данным на конец января 2025 года, в столице за год закрылось более сотни ресторанов. По словам ресторанного консультанта Всеволода Полищука, это сигнализирует о серьезном падении рынка, ведь в 2023 году в городе не было масштабной волны новых открытий.
Львов показывает другую динамику. В прошлом году там закрылось около 70 заведений, но в то же время более сотни открылось. В городе постепенно изменилась структура ресторанной культуры: если еще несколько лет назад большинство заведений ориентировались на туристов, то теперь основная ставка делается на местных жителей – в частности, IT-специалистов и представителей креативных индустрий.
Пандемия COVID-19 способствовала развитию локальной гастрономии: львовяне начали посещать заведения в районах, в том числе возле жилых комплексов. Такая тенденция закрепилась и в послевоенное время. В то же время во Львове появился спрос и на рестораны с высоким чеком, ориентированные на более богатую аудиторию, которая переехала сюда из других городов.
В Киеве рынок переживает более серьезную ситуацию, отток персонала, постоянные тревоги и обстрелы, а также изменение платежеспособности населения. По словам экспертов, в столице всегда был самый высокий уровень сервиса в Украине, однако сейчас рестораторы вынуждены балансировать между сохранением стандартов и финансовой реальностью войны.