Налоги, пошлины и другие платежи: прогноз цен на электрокары с 1 января

Относительно новых электрокаров из салонов ситуация ясна уже сейчас — с нового года они автоматически подорожают на 20%

Электрокар Фото: Getty images
Электрокар Фото: Getty images

На рынке электромобилей растет ажиотаж. С Нового года льготы на растаможку таких авто (сейчас освобождены от НДС, ввозной пошлины и сбора в Пенсионный фонд при первой регистрации) отменяются. Импортеры, казалось бы, нашли выход из ситуации — завезли большие запасы. Их должно было хватить еще на несколько месяцев активной продажи. Но налоговая уже предупредила, что за автомобили, которые будут продавать с 1 января 2026 года, уже нужно платить НДС, даже если они были растаможены в 2025 году. Это означает, что авто с электроприводом с января следующего года прибавят в цене 20%.

Необходимость платить НДС делает покупку существенно дороже: например, на среднестатистическом новом китайском автомобиле за $20 тыс. — это плюс $4 тыс. Фактически у украинцев осталось около трех недель, чтобы успеть купить электрокар, несмотря на повышенные налоги. Разумеется, распродать за три недели запас авто на несколько месяцев вперед вряд ли реально. Поэтому не исключено, что некоторые торговцы будут активно стимулировать спрос, предлагая дополнительные скидки, чтобы склады с машинами не повисли мертвым бременем с января 2026 года. Впрочем, как говорит председатель Института исследований авторынка Станислав Бучацкий, для подержанных автомобилей все равно остается лазейка — как избежать уплаты НДС со следующего года.

Новые электрокары: НДС задним числом

В Налоговый кодекс так и не внесли редактирования, по которым пролонгируются льготы на ввоз электрокаров. А нынешние преференции действуют до 1 января 2026 года. Впрочем, налоги на авто с электроприводом возвращаются частично. На них вводится НДС, но по-прежнему не будет ввозной пошлины (а это 10% стоимости авто) и отчислений в Пенсионный фонд при первой регистрации.

Акцизный сбор на электрокары есть и сейчас, но он относительно невелик и не превышает несколько сот евро (сумма зависит от емкости батареи). То есть электрокары, даже после отмены льгот, все равно останутся дешевле в растаможке, чем «обычные» машины. Отметим, что импортеры заранее готовились к дате Х и начали завозить увеличенные запасы электричек еще с весны этого года.

Расчет был прост: машины, растаможенные по льготам в 2025 году, планировали продавать по ценам «без налогов» и в следующем году — пока не опустеют склады. Таким образом, эксперты ожидали достаточно затяжной переходный период, в течение которого украинские водители должны постепенно привыкнуть к новым ценникам. Но, судя по всему, переходного периода не будет. Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров (ВААИД) направила письмо Государственной налоговой службе с просьбой объяснить нюансы возврата НДС на электрокары. В этом письме ВААИД просила налоговиков разъяснить, возникают ли обязательства при уплате налога на добавленную стоимость в следующих случаях:

  • Электромобиль был завезен импортером до 1 января 2026 г., а после этого срока его продают дилеры.
  • Электрокар купил дилер у импортера до 1 января 2026 г., а после этой даты он продается клиентам.
  • Электромобиль продается клиенту дилером после 1 января следующего года, именно автомобиль был выкуплен у импортера после 1 января, но тот завез его еще в 2025 году.
  • Импортер зарегистрировал авто до 1 января 2026 г. и продает его дилеру после этой даты.
  • Дилер зарегистрировал электромобиль на себя до 1 января 2026 года, но продает его клиенту после этой даты.

В ответе ГНС на запрос автоимпортеров, подписанном заместителем председателя налоговой службы Андреем Троцким, отмечается, что с 1 января 2026 года поставщик обязан начислить НДС, независимо от того, был ли такой автомобиль завезен на территорию Украины в режиме освобождения от НДС, а также независимо от даты оформления права собственности на него авто.

«Исходя из этого все дилеры, которые останутся с непроданными электромобилями после 24.00 21 декабря 2025 года, автоматически получат НДС в придачу. Поэтому им лучше избавиться от льготных авто до этой даты любой ценой», — отметили в Autoconsulting.

Таким образом, относительно новых электрокаров из салонов ситуация ясна уже сейчас — с нового года они автоматически подорожают на 20%.

Варианты для подержанных электрокаров

Отметим, что объяснения налоговой касаются только автомобилей, ввезенных и реализованных юридическими лицами, а это преимущественно новые электрокары. По словам Станислава Бучацкого, в сегменте подержанных электромобилей ситуация, на первый взгляд, выглядит гораздо проще. Поскольку если поставить такую ​​машину на учет в сервисном центре МВД до конца текущего года, зарегистрировав на частное лицо, то никаких доплат 20% НДС за последующие перепродажи платить уже не нужно.

«Вероятнее всего, сейчас будет поток массовых постановок электрокаров на первую регистрацию. Небольшие фирмы, которые завозили авто на себя, начнут оформлять их на родственников и знакомых во избежание необходимости платить НДС с нового года», — говорит Бучацкий.

Но в действительности и в этом случае могут быть проблемы. Во-первых, по словам Бучацкого, вряд ли успеют поставить на учет подержанные авто, доставленные из-за границы с разными «недостатками», скажем, после аварии: перед регистрацией им нужно пройти еще и сертификацию, а сертификат на битые машины в Украине не выдается.

Во-вторых, по словам руководителя компании Autoconsulting Олега Омельницкого, согласно действующему законодательству, частное лицо может продать без налогов только одно авто в год, последующие соглашения уже с налогами. Таким образом, схема постановки на учет электрокаров на частных лиц с целью продажи без налогов в следующем году вряд ли будет массовой.

«Как вариант – зарегистрировать авто на лизинговую компанию и затем сдавать их в лизинг, имея преимущества в стартовой цене. По такому пути планируют пойти некоторые операторы, имея собственные лизинговые компании», — отметил Омельницкий.

Но у своих лизинговых компаний далеко не все продавцы электрокаров, а запустить их с нуля за три недели до нового года вряд ли реально. Поэтому такая схема вряд ли будет массовой. Таким образом, как отмечает Бучацкий, в сегменте подержанных электрокаров после Нового года останется определенное количество машин по старым ценам, но вряд ли их будет много.

Что будет с ценами

Что означает «сюрпризы» по НДС для рынка электромобилей? Первое последствие – очевидный избыток предложения до конца этого года. Многие продавцы хотят как можно быстрее распродать ввезенную технику, опасаясь, что после нового года она зависнет мертвым грузом, а вложенные средства будут заморожены на неопределенный период.

«Теперь уже продавцы будут охотиться за клиентами, а не наоборот, как было до этого. Все-таки на кону — 20% стоимости авто», — отмечает Омельницкий.

Не исключено, что к новому году в салонах будут акции и скидки на электрокары. Таким образом, водители, готовые покупать быстро, смогут «заскочить в последний вагон» и купить электромобиль не только без налогов, но и с дополнительными скидками. Второе последствие – резкое подорожание электрокаров уже с 1 января 2025 года – плюс 20%, а это несколько тысяч долларов даже на сравнительно недорогой машине. По мнению Бучацкого, такое подорожание заморозит продажи, а значит, и импорт новых «электричек» по меньшей мере на 2-3 месяца.

«Мы прогнозируем обвал поставок как минимум на 15%, больше — на 40%. Всем понадобится время, чтобы привыкнуть к новой реальности. Но потом спрос на электрокары начнет оживать. Ведь даже учитывая НДС, такие авто остаются дешевле "обычных", поскольку на них по-прежнему не предусмотрена ввозная пошлина, а также нет отчислений в Пенсионный фонд при первой регистрации. Кроме того, электромобили остаются выгодными в эксплуатации, особенно для тех, кто может заряжать дома, а не на специализированных АЗС», — говорит эксперт.

Что касается подержанных авто, то итоговые ценники на них могут и не взлететь сразу на 20% с 1 января 2026 года. Ведь в Украине достаточно большой рынок вторичных перепродаж таких автомобилей. Владельцы таких авто покупали их еще без налогов, поэтому честный ценник и дальше не должен их содержать. Понятно, что в случае повышенного спроса владельцы могут «приклеить» к цене 20%, аргументируя это ростом стоимости электрокаров на всем рынке. Но, учитывая избыток предложения, это вряд ли возможно. Ходовые модели, если подорожают, то на 5-10%, а продающиеся долго останутся со старыми ценниками. Более того, под конкретного покупателя владельцы и дальше могут идти на уступки.

Как сообщал Информатор, на октябрь 2025 года в Украине зарегистрировано 193,5 тыс. электрических транспортных средств, из которых 98% — легковые электромобили, а остальные — коммерческие модели группы LCV. Самая популярная модель в Украине, Nissan Leaf первого поколения, в среднем проезжает 11 400 км в год. Владельцы Volkswagen e-Golf – около 13 500 км, а Tesla – на уровне авто с ДВС: 17 000 км в год. 

Читайте нас в Facebook

Image
Оперативные новости: Украина, мир, война. Подпишись 👇
Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать