Руслан Тимофеев отмечает: инвесторы ищут не только финансовую отдачу, но и партнеров, которым они могут доверять
По-видимому, каждый предприниматель верит, что его идея может изменить мир. Чтобы реализовать этот потенциал, нужны немалые инвестиции, и здесь можно пойти разными дорогами. Например, накапливать капитал на запуск проекта самостоятельно, параллельно работая в найме. Но, во-первых, это долго, потому что собирать достаточную сумму можно годами, а во-вторых – рискованно, поскольку бизнес может прогореть и выжечь финансовую подушку. Другой путь – привлечь внешние инвестиции.
Внешние инвестиции – катализатор, который может быстро запустить их бизнес. Однако привлечь инвестиции – задача со звездочкой, которая напоминает участие в соревнованиях. На что обращают внимание инвесторы и как презентовать свой проект, чтобы привлечь средства на его развитие? Об этом подробно рассказал Тимофеев Руслан Сергеевич – основатель венчур-билдера CLUST и венчурного фонда Adventures Lab Руслан более 5 лет работает с венчурными инвестициями и не только предоставляет бизнесам необходимые финансы, но и помогает построить сильную команду и разработать эффективную стратегию роста.
Инвесторы сотрудничают с бизнесами, не просто существующими на рынке, но и изменяющими его. Для них важно, чтобы у компании было уникальное предложение, сильная команда и потенциал. Руслан Тимофеев выделил 5 главных вопросов, которые задают перед собой инвесторы, прежде чем начать сотрудничество со стартапом:
Прежде всего, инвесторов интересуют проекты, предлагающие продукты или услуги, имеющие значительное конкурентное преимущество и креативную идею. Основа каждой прогрессивной идеи – уникальность и способность решить реальную проблему потребителей. Выделиться на рынке можно разными способами, потому что уникальность – это не просто отличие от других, а комплекс характеристик, которые делают ваш продукт или услугу неповторимыми.
Использование инноваций, вроде ИИ или блокчейна – плюс к конкурентоспособности стартапа, но технологии – не единственный ключ к успеху. По мнению Руслана Тимофеева, самое главное, чтобы ваш продукт отличался от предложений конкурентов, а это возможно разными способами:
Чтобы заинтересовать венчурных инвесторов, стартап должен показать, что он ориентирован на охват большого рынка. Быстрый рост и достижение лидерских позиций – ключевые критерии для стартапов, ведь большие рынки обеспечивают большую стабильность и могут поддерживать одновременное развитие нескольких успешных проектов.
Руслан Тимофеев советует разрабатывать бизнес-планы, содержащие всесторонний анализ потенциального рынка. Анализ должен включать как макроуровневую (например, данные по рыночным исследованиям), так и микроуровневую оценку рынка (отзывы потенциальных клиентов). Ведь инвесторы хотят видеть не только потенциальное количество клиентов, но и их готовность платить за продукт, поэтому вы должны работать над превращением лидов в потребителей.
Стартап, претендующий на венчурное финансирование должен иметь сильную команду опытных специалистов, готовых взять на себя ответственность за развитие бизнеса. Если в команде не хватает компетенций, компания должна искать и привлекать новые таланты.
В коммуникации с инвесторами открыто признавайтесь сильными и слабыми сторонами вашей команды. Не стесняйтесь привлекать новых, более опытных специалистов, если это необходимо, и помните, что успех стартапа зависит от слаженной работы всех сотрудников.
Руслан Тимофеев также отмечает, что фигура фаундеров так же важна для привлечения, потому что они – лица компании. Венчур-билдеры и фонды чаще готовы инвестировать не в идею, а в человека, потому что самый перспективный план невозможно выполнить без решительных лидеров и квалифицированных кадров. Поэтому инвесторы тщательно изучают биографию и опыт фаундеров, их стиль руководства и способность мотивировать команду.
Руслан, как и многие другие его коллеги, предпочитает уже запускавших продукт предпринимателям, поэтому во время собеседований всегда интересуется прошлым опытом. Даже неудачные проекты могут свидетельствовать о положительных качествах фаундера: его веру в идею на все преграды, высокую мотивацию, работу над ошибками.
Инвестор хочет убедиться, что ваши финансовые решения будут стратегически обоснованы. Поэтому вы должны подробно объяснить, как именно планируете потратить привлеченные средства: инвестиции в маркетинг, рекрутинг, слияние или поглощение других компаний. Чем подробнее вы опишете стратегию, тем увереннее будет инвестор в перспективе вашего проекта.
Планы использования инвестиций должны быть тесно связаны с общими целями вашего бизнеса. Инвестор ожидает, что каждый израсходованный доллар будет приближать вас к поставленным целям и выходу на положительный ROI.
Венчурный капитал – это, в сущности, инвестиция в будущее, связанная с высоким уровнем риска. Поэтому инвесторам требуется максимально четкое представление о проекте, в который планируется вкладывать средства. Они подробно изучают бизнес-план, анализируют достижения компании и понимают, какие шаги нужно предпринять для дальнейшего развития.
Руслан Тимофеев задает к фаундерам ряд вопросов:
Хотя методы оценки рисков могут отличаться, цель у всех одна – снизить неопределенность и увеличить шансы на высокую отдачу от инвестиций.
Преимущественно у инвестора есть максимум 5 минут, чтобы понять, интересна ли ему ваша бизнес-презентация, поэтому общаясь с партнерами всегда начинайте с проблемы, которую должен решить ваш продукт. Предприниматели нередко так увлекаются своим бизнесом, что забывают объяснить, почему он нужен людям. Также во время презентации не забывайте о:
Поскольку предприниматели – это живые люди, они обычно допускают одинаковые ошибки, и Руслан Тимофеев очертил наиболее распространенные среди них.
Итак, вы заключили договор с инвестиционным фондом и привлекли финансирование – это большое достижение! Но Руслан Тимофеев подчеркивает: первые инвестиции – это только начало. После получения финансирования стройте здоровые и прозрачные отношения с инвесторами, ведь теперь они ваши стратегические партнеры:
Доверие – это фундамент любых партнерских отношений, и инвестиционные – не исключение. В заключении Руслан Тимофеев отмечает, что инвесторы ищут не только финансовую отдачу, но и партнеров, которым они могут доверять. Чтобы завоевать расположение инвестора, предприниматели должны быть открытыми, честными и прозрачными в своих действиях, демонстрируя глубокое понимание бизнеса, рынка и конкурентов.