После победы Америки на Ближнем Востоке и заключения мирных договоренностей между ХАМАС и Израилем шансы на мир в Украине существенно выросли
Президент Зеленский готовится к встрече с президентом США Трампом, которая должна состояться 17 октября на фоне приподнятого настроения в Белом доме после успешных переговоров по Израилю и ХАМАС. Зеленский уже отметил, что эта встреча может стать важным шагом для Украины. Это не преувеличение: дело также и в Палестине.
Связь между Украиной и мирными договоренностями по Палестине на самом деле очевидна. Кризис в Израиле начался в октябре 2023 года. Черная дата — 7 октября того года, когда ХАМАС вторгся в Израиль и учинил там резню.
С самого начала было понятно, что это нападение было срежиссировано внешними силами: Россией, поскольку это отвлекало внимание и ресурсы от войны в Украине. И Китаем. С Китаем несколько сложнее.
Китай уже много лет пытается выстроить новую логистику с Европой, куда он поставляет свои дешевые товары. На данный момент главный путь товаров в Европу из Китая — морем: через Индийский океан, Аравийское и Красное моря, а затем через Суэцкий канал — в Средиземное.
В целом торговля морем — самая дешевая по сравнению с другими путями, однако Китай не имеет возможности ее контролировать. Причина в том, что эта торговля не только самая дешевая, но и довольно рискованная: ураганы, штормы, пираты и т.д. Из-за этого значение страхования морских грузов остается высоким, а бизнес морского страхования сосредоточен только на развитых рынках, таких как рынок США, Великобритании или ЕС.
Почему так? Предположим, что произошел форс-мажор с морскими грузами. Например, груз сразу нескольких крупных судов уничтожен во время крупного стихийного бедствия. Страховщик должен иметь доступ к большим деньгам, чтобы быстро компенсировать все убытки. Такой доступ реален только в мировых финансовых центрах. Лондон является одним из таких центров, там также сосредоточено значительное количество известных страховщиков, например Lloyd’s.
Но Китай, который критически зависит от возможности экспорта товаров, считал (и считает) такой подход к страхованию монополией Запада — и в каком-то смысле это так и есть. Поэтому Китай пытался выстроить альтернативные логистические пути. В частности — по суше в Европу через Россию (и Беларусь). Это известная вещь, «один пояс — один путь».
Если бы война Путина в Украине завершилась быстрым успехом, этот путь был бы существенно расширен. Потому что исторически транспортная инфраструктура Украины построена именно для транспортировки грузов из России в Европу и в обратном направлении. Поэтому Китай тайно поддерживал войну России.
Но в денежном выражении этот логистический путь все равно стоил бы дороже, чем морской. Поэтому Китаю также было выгодно сделать невозможным перемещение грузов через Ближний Восток. Потому что другая морская альтернатива — на юг от Африки до Гибралтара — лишние тысячи километров. Поэтому на Ближнем Востоке все начало обостряться.
Кроме Израиля можно вспомнить еще йеменских хуситов. А еще раньше — сомалийских пиратов. Они нападали на суда в Аденском заливе, то есть на логистическом пути из Аравийского моря в Красное (с 2017 года США и страны ЕС почти нейтрализовали этих пиратов).
То есть системно принимались меры, которые должны были сделать морской путь в Европу опасным и слишком рискованным. Война ХАМАС против Израиля из той же оперы. И вот, как видим, она прекращается. То есть Израиль — это поражение Китая и победа США. И если мир действительно будет установлен, транзит китайских товаров по суше через РФ потеряет все преимущества. А потому Китаю нет смысла далее надеяться на захват Украины.
«Если удалось прекратить войну в Палестине, удастся и в Украине». Такое мнение высказал Зеленский после разговора с Трампом 11 октября. В разрезе приведенного анализа стоит отметить, что это заявление президента имеет смысл.
Заявление Трампа о новых 100-процентных пошлинах хорошо известно. Но есть еще более важный нюанс. Китай пока не ответил Трампу встречными пошлинами. Это означает, что переговоры Трампа и Си Цзиньпина не отменены окончательно, и обе сверхдержавы имеют шанс договориться о мирном сосуществовании.
Для Китая это имеет смысл. Китайская экономика критически зависит от экспорта своих товаров. Из-за их низкой добавленной стоимости потеря даже одного крупного рынка, будь то Европа или США, будет крайне болезненной для китайской экономики. В отличие от Москвы, в Пекине правят прагматики. Поэтому они с самого начала хорошо понимали цену адских пошлин Трампа.
И здесь, если Ближний Восток успокоится, Китаю придется играть по американским правилам. Из-за этого Китай, вероятно, не увидит смысла в дальнейшем поддержании агрессии России.
Относительно самой России заметно, что Путин еще в конце лета действительно искал пути прекращения войны. Все изменилось, как только состоялся пресловутый саммит ШОС. После этого саммита, который Путин был вынужден посетить лично, несмотря на свое стремление воздерживаться от заграничных поездок, Россия пошла на эскалацию. Она даже атаковала Польшу беспилотниками.
Этому шагу эксперты все еще не дали приемлемых объяснений — из-за отсутствия в нем признаков здравого смысла. Если Путин пытался таким образом прервать военную помощь Украине (Европа должна была сосредоточиться на обороне собственных территорий), то эффект оказался противоположным — и это можно было предсказать.
В итоге американцы действительно смогут надавить на Россию при отсутствии китайского влияния. То есть перспектива мирных переговоров снова выглядит реальной. Хотя с Украины это заметить трудно.