Макаревич и БИ-2 виноваты в войне не меньше, чем Киркоров: почему украинцы продолжают слушать российскую музыку

Смогут ли российские исполнители снова вернуться в Украину и на каких условиях - мнения экспертов

Филипп Киркоров, Андрей Макаревич, БИ-2
Эксперты считают, что слушать не только Киркорова, но и Макаревича с БИ-2 это измена

Прошло почти два с половиной года с начала полномасштабного вторжения, но в чартах украинских стриминговых платформ продолжают появляться песни российских исполнителей. Причем они занимают достаточно высокие места. Как правило, это звезды молодого поколения. Чаще всего там оказываются хиты Моргенштерна, Клавы Карнавал или Минаевой. На улицах также иногда можно услышать из окон дорогих автомобилей или квартир вой Лепса или Шуфутинского.

"Информатор Украина" пообщался с экспертами украинского шоубизнеса, чтобы выяснить, почему так до сих пор происходит и когда произойдет окончательный разрыв украинского слушателя с российским контентом. А также является ли изменой прослушивания песен тех исполнителей, которые поддержали Украину.

Глупость или психологическая поддержка

Все наши эксперты соглашаются с тем, что российских исполнителей украинцы до сих пор слушают по инерции. Но это лишь поверхностная причина, потому что за ней кроются более глубокие проблемы. Если для одних это возможность психологически успокоить себя, потому что старая советско-русская музыка ассоциируется у людей со спокойным прошлым. Для других это или тупость, или, еще хуже, проявление того, что они до сих пор ждут россиян и реставрацию "совка". Но во всех случаях эти прослушивания приносят нам очень много вреда.

“Мне кажется, что это глупость каждого отдельного человека, который не может до сих пор осознать, что слушая российскую музыку, он финансирует войну против себя, против Украины и делает все возможное, чтобы российская ракета профинансированая от этого прослушивания, пусть даже частично, попала именно в него, его дом, уничтожившил именно его семью, убил его родных и близких. Потому что это самое ностальгирование по тем прошлым временам присутствует, почему-то у многих украинцев. Они откапывают старые песни, которые когда-то им были близки по духу, когда никто не обращал внимания, кто их пели – россияне или нет. Их крутили по радио и эти песни как-то влияли на становление личности украинцев, к сожалению. Они как-то тяжело прощаются с этим этапом.

Я видел многих людей, которые говорят: “А давайте послушаем Киркорова “Цвет настроения синий”. Мы же под нее так классно плясали в 2019 году. Они хотят вернуть эту часть счастья, которую у них забрали сами россияне. А недавно меня очень удивило, когда я шел вечером по своему ЖК, а откуда-то доносилось "Рюмка водки" Лепса. К сожалению, я не смог разобраться, откуда это звучит. Для меня это нонсенс, и я категорически не понимаю этих людей. За такие вещи мне кажется, нужно внедрять какую-то ответственность”, - считает офицер ВСУ, радиоведущий Серж Гагарин. 

Если бы это была только ностальгия, то это была бы половина беды. Проблема в том, что часто это проявление того, что эти слушатели сознательно или не совсем оказываются пророссийским электоратом.

"До сих пор есть ждуны, которые ждут, что придет Россия, а с ней колбаса по 3 рубля и Киркоров с Басковым. Так что в таком случае можно говорить о музыке? Мне кажется, до сих пор все поняли, что слушать русскую музыку это значит донатить в армию России - каждое прослушивание монетизируется. Гоняясь за ностальгией, не все понимают, что бросают копейку в копилку России, которая потом бомбит наши города.

Я не отказываюсь, что за 25 лет работы на радио я много крутила и слушала русскую музыку. Мы все так поступали. Но сейчас я не могу слушать российское на физическом уровне”, - говорит программный директор Радио Пятница Анна Свиридова.

Однако не надо считать, что виноваты только люди, которые не смогли или не захотели меняться сами и редактировать свои плейлисты. Это следствие того, что больше двадцати лет Украина не противилась российской экспансии. В СМИ крутили и писали в основном о российских исполнителях, а украинских блокировали.

“Для меня эта история не является неожиданностью. На третий год полномасштабного вторжения люди ослаблены ментально и нравственно. А чтобы погрузиться в приятные воспоминания, они вспоминают свои юные годы и атмосферу, которую как раз дает музыка. Поэтому я не удивлюсь, если какие-то Ирины Алегровы, Михаилы Круги или Кармены с Титомирами будут на стриминговых площадках окажутся на топовых позициях.

Относительно новой российской музыки могу сказать, что проблема остается прежней. К сожалению Россия десятилетиями формировала целый пласт культуры, где месседж был направлен на работу с молодежью. И они делали это хорошо. А у нас нет времени или понимания того, что украинская музыка это альтернатива русской не только в сфере андеграунда, но и попсе. С людьми нужно работать на разных уровнях. Не в каждом социуме слушают условную "ДахуБраху", ONUKA или группу Sinoptik. Мы должны понимать, что альтернатива русской музыке это не значит, взять такую ​​же и перевести на украинский язык или спеть о патриотизме и победе. Это нужно делать на ментальном уровне – брать популярные сейчас триггеры в Европе и проектировать это на условный постсовок и из этого делать конкурентную массовую коммерческую музыку, а не эстетскую.

Для меня хороший пример такой работы – это Skofka. Он российский кальян-рэп максимально интегрировал в проукраинский контент и имеет достаточно широкий успех. Мне кажется, что все, что продуцирует Ваня Клименко и его лейбл ENKO, это так называемый псевдоальтернативный контент для молодежи правильно интегрированный в контекст. Хотя их постоянно критикуют псевдоэстеты”, – объясняет директор Департамента по делам СМИ и связям с общественностью Херсонского городского совета Денис Путинцев. 

Киркоров и Басков уже не способны создать ажиотаж
Киркоров и Басков уже не способны создать ажиотаж

Киркоров и Басков уже рудимент даже для россиян

Поскольку российская музыка до сих пор присутствует в плейлистах многих украинцев, возникает опасение, что к нашему контенту впоследствии вернутся и те исполнители, которые раньше считались самыми популярными и яркими звездами. Это Киркоров и Басков. Но наши эксперты единодушно считают, что этого не случится, и это возможно только в том случае, если захватчики будут принуждать людей это слушать.

“Те, кто перестал их слушать, в основном сделали это сознательно, поэтому вряд ли они вернутся к творчеству этих путинских посипак. А те, кто после 14 или 22 года слушали их, будут слушать в дальнейшем. Но тихонько, под подушкой. Есть правда еще один вариант, когда украинцы будут слушать их против своей воли, но надеюсь, что он невозможен”, – говорит продюсер Оли Поляковой Михаил Ясинский.

По мнению наших экспертов будущего у этих звезд нет как в нашем пространстве, так и у молодежи РФ, какие бы выкрутасы они ни делали.

"Возвращение Киркорова и Баскова, как и Газманова и "Любэ" в украинское пространство не возможно, потому что все эти персонажи уже не актуальны даже в РФ. Они делают вид, что они суперзвезды, но их аудитория это 45+ и эта аудитория через несколько лет не сможет создавать концертный ажиотаж. А для молодежи, даже русской, они уже не актуальны. Все, что Киркоров и Басков делают в медийном пространстве, это фрикизм. Причем сознательный, чтобы быть интересным молодому поколению. Но их воспринимают как устаревших Петрушек и Арлекинов", – считает Путинцев. 

Старые русские звезды стали беззубыми и не оказывают никакого влияния на россиян
Старые российские звезды стали беззубыми и не оказывают никакого влияния на россиян

Макаревича и Би-2 виноваты также как и остальные

В начале войны в украинские чарты попадали также песни исполнителей, которые осудили Путина, войну и эмигрировали из России. Чаще там оказывался Макс Покровский, но сейчас таких исполнителей не появляется даже в топ-10. Тем не менее самых популярных среди них продолжает слушать старшая аудитория, которая мало пользуется стримингами. Но этих исполнителей продолжают слушать на физических носителях или платформах где не нужно качать треки за деньги. Среди таких "БИ-2", Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук и Макс Покровский. Но реакция на них в украинском обществе очень разная. Одни считают, что это своеобразная поддержка для нас, другие считают, что это работа нарратива о “хороших русских”. 

"Это не измена. Это проявление привычки слушать российское, сформированной годами. Или проявления ностальгии. Или желание видеть поддержку со стороны россиян, которые не ведут себя  агрессивно по отношению к нам”, - считает музыкальный обозреватель Игорь Панасов.

Но часть наших экспертов считает, что эти исполнители не менее виноваты в этой войне, чем другие российские артисты. Поэтому слушать их такое же предательство, как и прослушивание Киркорова, или даже Газманова. 

“Конечно измена. Даже такие как Макаревич, при всей своей лояльности к Украине они за все свое время проживания в России ничего не сделали как лидеры общественного мнения, чтобы такие скоты как Путин и его приспешники не пришли к власти. Они могли формировать общественное мнение, могли влиять, но им было страшно. Нет войне в их соцсетях, это наибольшая степень проявления их политического общественного сознания. Дальше они только могут скулить, как старые беззубые собаки, которые уже кусать не могут. Такое они имеют влияние на россиян, а на нас вообще уже никакого. Они также ответственны за то, что сейчас происходит в Украине. Не прямо, но косвенно”, - говорит Гагарин.

Российская музыка может вернуться в Украину через 50 лет

Поскольку украинцы продолжают слушать российский контент появляется логичный вопрос, способны ли мы когда-нибудь вообще избавиться от этой зависимости от российского контента? С одной стороны, единодушие наших экспертов бодрит. Все они говорят, что это обязательно произойдет, но все также убеждены в том, что на это нужно долгое время и украинцам нужно еще лет сорок, как и еврейскому народу, чтобы избавиться от этой зависимости.

“Мы можем ворчать, что все делается не так быстро, как нам хотелось. Но мы почти за два с половиной года полномасштабного вторжения сделали в этом контексте гораздо больше, чем за предыдущие десятилетия. Думаю, что через пять лет эти процессы будут финализироваться. Прослушивать что-либо российское в публичном пространстве уже станет моветоном. Но для того, чтобы мы окончательно оторвались от российской культуры, нужно 40 лет”, - считает Путинцев. 

Хотя в то, что в Украине люди полностью откажутся от российского контента, верится с трудом хотя бы потому, что прошло менее 50 лет после окончания Второй мировой войны, как в плейлистах советских слушателей появились немецкие исполнители на разный вкус: Modwrn Talking и C.C.Catch в поп-музыке, группы Scorpions и Accept в тяжелом роке. Всех этих звезд международного уровня не только слушали, но и копировали российские и украинские исполнители. По всей видимости, это к сожалению случится и с нашими потомками лет через 40 или 50. Но поверить сейчас в это трудно.

"Навсегда и полностью мы никогда не оторвемся от российского контента, пока он будет в реальности. Но он может занять в головах украинцев то же скромное место, которое сегодня занимает узбекский, вьетнамский или словенский контент. Это произойдет тогда, когда внимание и уважение к собственным артистам будет выше всех остальных. Не обязательно любить всех украинских артистов. Но знать их и отдавать должное их стараниям в создании украинской современной музыки – это обязательный фактор свободы и независимости от любой музыкальной экспансии внешне. Российской – тоже”, - считает Панасов.

Возможность возвращения в наше пространство российских звезд не означает, что нужно фатально относиться к этому и ждать, когда это произойдет. Просто у нас есть несколько десятилетий, чтобы сделать свою музыку главной. Так, немецкие исполнители стали через 40 лет после Второй мировой звездами и для нас. Но если измерять посещаемость концерта и количество проданных в те годы кассет, то наши исполнители были не менее влиятельными. Так что все зависит от того, как мы воспользуемся этим временем.

“Окончательно украинизируемся, когда перезагрузим общественно политический уклад жизни, восстановим и разовьем экономику, построим правовую страну, где работают законы, начнем платить авторам и исполнителям роялти, когда станем конкурентными и получим творческое признание в цивилизованном мире, тогда мы наконец-то увидим и услышим, что российская музыка это низкосортная и некачественная подделка, и она нам будет просто не интересна”, - говорит Ясинский.

Главными звездами нового поколения стали Клавдия Петровна и KOLA, которые дадут сонные концерты в этом году во Дворце спорта
Главными звездами нового поколения стали Клавдия Петровна и KOLA, которые дадут сонные концерты в этом году во Дворце спорта

Артистов уровня Пивоварова или MONATIK больше не будет

За последние два года в Украине уже появилось много новых артистов, сдвинувших с пьедестала старых звезд. Например, Артем Пивоваров собрал трижды подряд Дворец спорта, чего раньше не удавалось другим украинским звездам. Хотя "Океан Эльзы" уже имели не один сольник на НСК "Олимпийский", а Monatik на единственный пока свой концерт на столичном стадионе собрал столько зрителей сколько уместилось бы в пяти Дворцах спорта. А вдобавок появилось несколько совершенно новых имен, которые собираются собрать эту площадку несколько раз. В этом году это будут KOLA и Клавдия Петровна. А что касается стримингов, то новых исполнителей, долго там державших первое место в чарте песен еще больше. Новая плеяда украинских звезд отличается от предыдущей тем, что все песни теперь пишутся и поются на украинском языке. Это, кстати, тоже сильный фактор отмежевания от российского контента. Но эксперты особенность будущего украинского шоу-бизнеса видят не только в этом.

“Из глобальных тенденций нас ждет расширение рынка по ассортименту. Мы будем иметь много классных артистов, но они не будут иметь такую ​​вселенскую популярность, которую имели большие звезды до войны. Им будет сложнее собирать по несколько Дворцов спорта, но они будут мегапопулярны в своей конкретной аудитории. Не будет уже глобального спецэффекта, как у Монатика или Пивоварова. Будут усреднены Монатики и Пивоварова.

А для уехавших на этом их жизнь кончится. Скорее всего, они перейдут в сферу продюсирования, как Потап. Как певцу ему в Украине, к сожалению, уже делать нечего. Не знаю, что у него случилось в голове, потому что он имел причастность к определенным добрым делам. Но не смог удержаться от выступлений на одной сцене с российскими исполнителями. Для других, как Винник, или Бабкин могут вернуться всегда и иметь хотя бы частично ту аудиторию, которую они имели раньше. Это та аудитория, которая не сильно анализирует их поступки и слушает их музыку только ради музыки, а не ради большего эффекта. Наш народ очень сильно любит прощать, есть у него такая не очень хорошая привычка забывать некоторые вещи”, – говорит Гагарин. 

При этом все наши эксперты говорят, что на данный момент в Украине нет какой-то единой авторитетной звезды на которую бы все ориентировались как среди слушателей, так и среди самих артистов.

“Сейчас сложно определить вообще понятие звезды. Есть артисты, которые собирают большие залы, есть стремительно ставшие известными, есть такие, которые делают хиты каждые полгода, есть такие, которые популярны в стримингах, а есть такие, которые постоянно звучат на радио, есть такие, которые вроде бы ничего не выпускают, но которых знают и обсуждают все, а есть Оля Полякова, которая была, есть и будет. 

Но однозначно, сегодня наибольшее внимание привлекают Артем Пивоваров, который настойчиво прошел свой непростой путь к статусу звезды и подтверждает это своими успехами, и Клавдия Петровна. Последнюю сложно назвать звездой пока, но ее быстрая популярность говорит об изменениях всех привычных к настоящему времени алгоритмов раскрутки артиста в Украине”, - считает Ясинский. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube