Мафия ж/д билетов: почему полиция остановила поезда Укрзализныци

Укрзализныця прилагает немало усилий для преодоления проблемы спекуляции билетами на международных рейсах, но преодолеть мафию самостоятельно не может

Полиция ищет билетных спекулянтов на Укрзализныце
Полиция ищет билетных спекулянтов на Укрзализныце

Утром в среду, 11 декабря, на объектах Укрзализныци в Киеве начались обыски. Правоохранители пытаются разоблачить вероятную преступную группу среди железнодорожников. Судя по тому, что пишут СМИ, речь идет о разветвленной мафии, членами которой были как простые проводники, так и руководство перевозчика. 

Ранним утром оперативники Департамента стратегических расследований Нацполиции, следователи полиции Киева и работники Соломенской окружной прокуратуры с привлечением сотрудников Департамента корпоративной безопасности АО "Укрзализныця" проводят следственные действия по местам проживания причастных к уголовным схемам служащих, в офисных помещениях структурного подразделения УЗ. Кроме того, следственные действия будут проходить в поездах международного сообщения во время их отправления и прибытия.

"Судя по описанию хлопнули тех, кому проводники должны платить за выход в рейс", - прокомментировал ЦТС пресрелиз АО УЗ блоггер Александр Рудоманов.

Издание ЦТС пишет, что причиной обысков, по данным источников, действительно может быть разоблачение схемы распределения проводников по направлениям. Чтобы ездить за границу, проводники должны платить взятку. Его размер, по данным журналиста Евгения Плинского, мог составлять от 3 до 5 тысяч. дол. за поезд, и эти средства проводники получали от перевозки безбилетных пассажиров или товаров.

 


В Национальной полиции в свою очередь сообщили, что речь идет о злоупотреблении должностных лиц с международными пассажирскими перевозками.

"Действия фигурантов привели к ущербу и созданию искусственного дефицита билетов на самые популярные маршруты в свободной продаже", - отметили в Нацполиции.

Мафия ж/д билетов: почему полиция остановила поезда Укрзализныци 1

Силовики добавили, что следственные действия продолжаются не только в офисах УЗ, но и в поездах международного сообщения во время отправления и прибытия.

"Речь идет об уголовном производстве, которое расследуется по фактам злоупотреблений группы должностных лиц подразделения "Укрзализныци" во время обслуживания и осуществления перевозок пассажиров поездами международного сообщения", - добавили в ведомстве.

Можно ли победить билетных спекулянтов

“По предложению СЭО УЗ мы провели Хакатон. И вот я поднялся (мощно!) со своего (мягкого!) дивана и вместе с железнодорожниками, профессионалами в мобильной связи и финансах начал борьбу с перекупщиками ж/д билетов. Меня приятно удивила закулисная работа железнодорожников – их IT-специалистов и аналитиков. Они отслеживают каждый билет на дефицитные направления, анализируют пользователей, особенно активных автоматически блокируют. И многое другое, о чем нельзя писать. Такую работу не проводит даже большинство частных компаний, не говоря уже о государственных. Если бы я все еще руководил «Киевстаром» или «Карлсбергом», точно пригласил бы некоторых менеджеров по УЗ», - написал руководитель наблюдательного совета Национального авиационного университета Петр Чернышев 8 декабря. 

Мафия ж/д билетов: почему полиция остановила поезда Укрзализныци 2

Судя по комментариям под его сообщением, проблема перекупов на Укрзализныце чрезвычайно острая. Более того, в условиях отсутствия авиасообщения, когда все, в том числе высокие гости и западные дипломаты, ездят по Украине преимущественно по железной дороге, перекупы портят имидж Украины.

Мафия ж/д билетов: почему полиция остановила поезда Укрзализныци 3

Петр Чернышев назвал четыре основных направления борьбы с перекупами со стороны УЗ:

  1. Новые маршруты объявлены о рейсах в Братиславу и Будапешт, а также работают над новыми поездами в Польшу.
  2. Диджитализация – авторизация через «Действие», автоматическая проверка и блокировка слишком активных пользователей.
  3. Офлайн борьба — дополнительные проверки перед посадкой и мотивация проводников сверять фамилии в QR-коде билета и паспорте.
  4. Наказание – сотрудничество с Нацполицией для привлечения перекупов к ответственности.

“Призываю покупать билеты через официальный сайт и приложение УЗ. Не будет спроса – не будет перекупов. Если нет билета на Киев-Варшава, не паникуйте. Включите в апке «Мониторинг с авто-выкупом» или выберите путешествие через Хелм, где билетов гораздо больше, а вагоны удобнее. Один важный для меня вопрос остался открытым. Мы с женой помогаем многим европейским волонтерам, которые ездят на поездах. Конечно, у них нет Действия. Им доступна только часть билетов, например Киев-Хелм. Для остальных нужна авторизация в Действии. Может, стоит расширить ее доступность для владельцев вида на жительство?”, - подытожил Петр Чернышев.

Секреты покупки ж/д билетов

Самые высокие шансы приобрести билет на поезд выпадают сразу после открытия продаж. Старт продаж на рейсы по Украине начинается за 20 суток до отправки. Билеты становятся доступны в 08:00. Чтобы снизить пиковые нагрузки на систему, в Укрзализныце решили несколько разграничить время открытия продаж билетов на международные и внутренние рейсы. Старт продаж на поезда польского, словацкого и австрийского направлений начинается также за 20 дней до отправки. Билеты в Польшу можно приобрести с 09:00, в Словакию и Австрию – с 08:00. Купить билет в Молдову можно за 30 дней до отправки, продажи стартуют в 08:00.

Когда закрывают продажу билетов?

Купить билет на поезд можно до момента отправления его со станции. На сайте Укрзализныци действительно можно купить билет из Киева за две минуты до отправления поезда.

Как формируется стоимость билетов?

Стоимость проездного документа состоит из стоимости билета, плацкарты, НДС (20%), страхового сбора (0,17%), платы за продажу проездного документа (размер устанавливает перевозчик). Предоставляется также дополнительные услуги: постельное белье, напитки, багаж. Ставки тарифа билета и плацкарты во внутреннем сообщении дифференцированы в зависимости от дальности поездки типа вагона (общий, плацкартный, купейный, люкс, третий класс, второй класс, первый класс), категории поезда по скорости ("Интерсити+", "Интерсити", " Региональный экспресс", "Региональный", "Ночной экспресс", "Ночной быстрый", "Ночной пассажирский"), уровня качества услуг (фирменный и обычный). К стоимости билета и плацкарты применяются коэффициенты индексации тарифного регулирования по календарным периодам года (есть 13 периодов), коэффициенты по дням недели (0,9 по вторникам и среде и 1,1 – в пятницу и воскресенье). Кроме того, в зависимости от уровня сервиса в поезде (вагоне) применяются так называемые коэффициенты фирменности, от которых в основном зависит повышенная стоимость. Если в вагоне есть кондиционер, то цена билета будет выше. На его стоимость влияют даже неочевидные факторы: ремонт вагона или прохождение им аттестационной комиссии.

За сколько времени можно вернуть билет на поезд?

В проездном документе указана общая стоимость билета. Она включает в себя страховой сбор, НДС и дополнительные услуги. Около цены указано разъяснение, за какой пункт уплачивается та или иная сумма. Это важно, ведь отдельные составляющие стоимости билета перечисляются по-разному в зависимости от времени, за сколько происходит возврат.

В этих разъяснениях важно обратить внимание на два пункта: КВ – билет и ВЛ – плацкарта. Плацкарта – это часть стоимости проездных документов во все типы вагонов (в том числе купейные, спальни или "Интерсити"), удостоверяющая право пассажира занять отдельное пронумерованное место в железнодорожном вагоне.

Когда пассажир сдает билет, Укрзализныця возвращает суммы КВ и ВЛ. Не возвращается комиссионный сбор, а также взимается комиссия за возвращение. Согласно правилам  УЗ, вернуть билет можно до и после отправления поезда (например, если пассажир не успел на рейс).

  • Если до отправления поезда осталось больше суток, то возврату подлежит полная стоимость билета и плацкарты.
  • Если осталось от 24 до 6 часов – полная стоимость билета и 50% плацкарты.
  • Если осталось менее 6 часов – полная стоимость билета, а плацкарта не возвращается.
  • Если возврат происходит в течение часа после отправления поезда, то пассажир может рассчитывать всего на 10% от стоимости билета. Получить деньги можно только в кассе вокзала.
  • Если после отправления поезда прошел час, то стоимость билетов не возвращается.

Возвращенные билеты становятся доступными для приобретения не сразу. В Укрзализныце говорят, что время, в течение которого они снова появляются в продаже, дифференцировано. Возврат происходит с определенной задержкой, чтобы уменьшить возможность мошеннических действий и перекупку билетов.

Подписывайтесь на нашу Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube