Решение КСУ является источником права, оно явно прекратит практику вынужденного отступления от принципа стабильности налогового законодательства, то есть изменения налогового законодательства без разумного переходного периода
Председатель налогового комитета ВР Даниил Гетманцев предупредило правительство, что налоговых изменений под елку больше не будет. Где-то с такими заголовками должны выйти профильные издания, но, похоже, вообще не обратили внимание на сообщение председателя Налогового комитета несколько дней назад, о решении Конституционного суда по конституционной жалобе ООО "Геомакс-Ресурс". Обратил внимание на этот кейс член Совета общественного контроля при Бюро экономической безопасности и эксперт Центра экономической стратегии Юрий Гайдай.
“О стабильности налогового законодательства. Вы знаете, что мы свято придерживались этого принципа с 2019 года и отошли от него только с началом Великой войны. Лично для меня этот уход был тяжелым, требовал отступления от собственных убеждений с учетом целесообразности. Кроме того, неоднозначными были правовые последствия такого отступления”, - написал глава налогового комитета ВР Данило Гетманцев.
21 января 2025 года Конституционный Суд Украины принял решение, вводящее новый стандарт конституционности налогового закона. В компанию (сеть АЗС), в 2016 году пришли налоговики с проверкой за 2015-2016 и наказали, в частности, опираясь на изменения НКУ, которые проголосовали 28 декабря 2014 года, опубликовали 31 декабря и 01.01.2015 изменения вступили в силу. Речь идет о решении по конституционной жалобе ООО „Геомакс-Ресурс“ о конституционности отдельного предписания абзаца второго п. 14.1.212 ТК Украины (в редакции Закона от 28.12.2014 #71-VIII). Обжалуемое предписание введено Законом, обнародованным 31.12.2014 и вступившим в силу на следующий же день - 01.01.2015, что и стало одним из ключевых аргументов конституционной жалобы с учетом нарушения принципа юридической определенности, являющегося одним из основных аспектов верхов.
“Не буду вдаваться в детали – за что пожарили, как компания два раза прошла все три инстанции, как премьер в отзыве на жалобу отметил, что у плательщика было достаточно времени до 20 февраля, чтобы подать декларацию плательщика акцизного налога. Суть в другом.
1) КСУ признал соответствующее предписание антиконституционным, креуясь тем, что если вводятся регуляторные требования, ухудшающие состояние предпринимателя, то должно быть нужное время, чтобы к этому подготовиться.
2) Гетманцев белым по голубому написал, что Налоговый комитет, опираясь на это решение, больше не будет подмахивать изменения в НКУ изо дня в день. И жирным шрифтом обратил на это внимание "Правительству и Минфину".
Это очень интересное заявление, и, надеюсь, она будет воплощаться Комитетом на практике – это добавило бы дисциплины в законотворческий процесс и немного упростило бы жизнь бизнеса. Таковы первые видимые последствия изменения баланса власти в фискальном блоке. Кайф, демократия”, - написал Юрий Гайдай.
Важной в этом кейсе является не самая обжалуемая норма, которая давно не действует, а позиция КСУ о том, что "в случае если законодательное регулирование вводит новые требования, ухудшающие правовое положение определенного круга лиц, законодатель должен предусмотреть достаточный переходный период (умный временной промежуток) с момента опубликования закона до вступления его в силу (начала его применения), в течение которого заинтересованные лица могли бы подготовиться к выполнению требований, установленных новым законодательным регулированием".
При этом этот переходный период должен быть достаточным для разработки и принятия подзаконных НПА. Также КСУ отмечает, что в исключительных случаях нивелирование негативных последствий вступления в силу закона без соблюдения нужного переходного периода можно достичь, в частности, способом освобождения от ответственности за невыполнение установленных требований закона, однако обжалуемое предписание не предусматривало такого предохранителя, что и привело к чрезмерной налоговой нагрузке и нарушение легитимных ожиданий налогоплательщиков.
С учетом указанного КСУ сделал вывод о неконституционности обжалуемого предписания, ведь переходного периода между опубликованием и вступлением в силу Закона № 71 (менее одного дня) было недостаточно для того, чтобы соответствующие субъекты смогли адаптироваться к законодательным новелам.
КСУ также определил новые ориентиры по внесению изменений в налоговый закон: "Законодатель должен найти надлежащий баланс между частой изменением закона и определенностью налоговых норм для налогоплательщиков, поскольку следует быстро и эффективно реагировать на изменения экономической жизни общества, не допуская негативного влияния налогообложения на экономическое развитие государства".
“Напоминаю, что решение КСУ является источником права. Оно очевидно прекратит практику вынужденного отступления от принципа стабильности налогового законодательства и сделает невозможным поддержку Комитетом инициатив, на него направленных. Обращаю внимание правительства и Минфина”, - написал Даниил Гетманцев
Как ранее сообщал Информатор, Глава Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев ("Слуга народа") внес в Верховную Раду два законопроекта о налогообложение налогом на добавленную стоимость (НДС) и пошлиной почтовых отправлений в Украину. 22 января их тексты были опубликованы на сайте Верховной Рады.
Подписывайтесь на нашуTelegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можноздесь.