Чтобы снизить пиковые нагрузки на систему, в Укрзалізниця решили несколько разграничить время открытия продажи билетов на международные и внутренние рейсы
Летом 2024 года приобрести билеты на поезда Укрзалізниця было очень тяжело. Украинцы массово жаловались на отсутствие свободных мест в поездах. Перевозчик проблемы с билетами сначала объяснял повышенным спросом и техническими сбоями в работе приложения или сайта, а затем сообщили о дефиците вагонов. Как происходит покупка и бронирование проездных документов, читайте ниже.
Как говорится в публикации Экономической правды, самые высокие шансы приобрести билет на поезд выпадают сразу после открытия продаж. Старт продаж на рейсы по Украине начинается за 20 суток до отправки. Билеты становятся доступны в 08:00. Чтобы снизить пиковую нагрузку на систему, в Укрзалізниця решили несколько разграничить время открытия продажи билетов на международные и внутренние рейсы. Старт продаж на поезда польского, словацкого и австрийского направлений начинается также за 20 дней до отправки. Билеты в Польшу можно приобрести с 09:00, в Словакию и Австрию – с 08:00. Купить билет в Молдову можно за 30 дней до отправки, продажи стартуют в 08:00.
Купить билет на поезд можно до момента отправления его со станции. На сайте Укрзалізниця действительно можно купить билет из Киева за две минуты до отправления поезда.
Стоимость проездного документа состоит из стоимости билета, плацкарты, НДС (20%), страхового сбора (0,17%), платы за продажу проездного документа (размер устанавливает перевозчик). Предоставляется также дополнительные услуги: постельное белье, напитки, багаж. Ставки тарифа билета и плацкарты во внутреннем сообщении дифференцированы в зависимости от дальности поездки типа вагона (общий, плацкартный, купейный, люкс, третий класс, второй класс, первый класс), категории поезда по скорости ("Интерсити+", "Интерсити", "Региональный экспресс", "Региональный", "Ночной экспресс", "Ночной скорый", "Ночной пассажирский"), уровня качества услуг (фирменный и обычный). К стоимости билета и плацкарты применяются коэффициенты индексации тарифного регулирования по календарным периодам года (есть 13 периодов), коэффициенты по дням недели (0,9 по вторникам и среде и 1,1 – в пятницу и воскресенье). Кроме того, в зависимости от уровня сервиса в поезде (вагоне) применяются так называемые коэффициенты фирменности, от которых зависит повышенная стоимость. Если в вагоне есть кондиционер, то цена билета будет выше. На его стоимость влияют даже неочевидные факторы: ремонт вагона или прохождение им аттестационной комиссии.
В проездном документе указана общая стоимость билета. Она включает в себя страховой сбор, НДС и дополнительные услуги. Около цены указано разъяснение, за какой пункт уплачивается та или иная сумма. Это важно, ведь отдельные составляющие стоимости билета перечисляются по-разному в зависимости от времени, за сколько происходит возврат.
В этих разъяснениях важно обратить внимание на два пункта: КВ – билет и ВЛ – плацкарта. Плацкарта – это часть стоимости проездных документов во все типы вагонов (в том числе купейные, спальни или "Интерсити"), удостоверяющая право пассажира занять отдельное пронумерованное место в железнодорожном вагоне.
Когда пассажир сдает билет, Укрзалізниця возвращает суммы КВ и ВЛ. Не возвращается комиссионный сбор, а также взимается комиссия за возврат. Согласно правилам УЗ, вернуть билет можно до и после отправления поезда (например, если пассажир не успел на рейс).
Возвращенные билеты становятся доступными для приобретения не сразу. В Укрзалізниця говорят, что время, в течение которого они снова появляются в продаже, дифференцировано. Возврат происходит с определенной задержкой, чтобы уменьшить возможность мошеннических действий и перекупку билетов.
В Укрзалізниця также есть опция претенциозного возврата билетов, когда сдать билет и получить обратно средства можно через час после отправления поезда. Претенциозный возврат возможен в следующих случаях:
Сделать такой возврат можно через сайт УЗ. Для этого нужно указать контактные данные пассажира, сведения о поездке (дата, время, место отправления), прикрепить билет, а также описать причину возврата билета и добавить скан-копию документа, подтвердившего обстоятельства пропуска поезда. К примеру, в случае болезни это может быть справка из медицинского учреждения.
Сначала доступными для продажи УЗ делает по одному вагону каждого типа (СВ, купейный, плацкартный) в поезде. Когда в вагоне определенного типа остается менее четырех свободных мест, для продажи открывается следующий вагон этого же типа, пока все места на рейс не раскупят.
Нередко возникает ситуация, когда билетов, например, из Киева во Львов на поезд Киев-Перемышль нет, однако можно приобрести билет на этот же поезд в Перемышль. В УЗ пояснили, что на каждую станцию по маршруту следования поезда выделяют определенную норму мест на все категории вагонов, но приоритет предоставляется продаж с начальной до конечной станции независимо от дня продажи билетов. В Укрзалізниця добавили, что они регулярно анализируют пассажиропотоки и при возможности добавляют вагоны в поезда в популярных направлениях.
"За сутки до отправления поезда указанное регулирование реализации нормы мест снимается в автоматическом режиме. Информация о наличии мест постоянно обновляется", – пояснили в УЗ.
То есть если из Киева во Львов есть 20 билетов, а в Перемышль – 100, то за сутки на любой станции по маршруту их становится 100.
Система покупки билетов на международные направления работает так, что одно и то же место могут одновременно оформлять несколько человек. Из-за этого может возникнуть ситуация, когда один пассажир сможет приобрести билет, а другой, оформлявший покупку дольше – нет. Последнего система оповестит, что билет уже приобретен. Тогда пассажиру придется оформлять покупку другого места в поезде, если билеты еще будут доступны. В Укрзалізниця заверили, что IT-специалисты ищут пути решения этой проблемы.
Перевозчик объяснил, что после начала полномасштабной войны в первую очередь закрывает потребности в Украине и привлекает дополнительные пассажирские вагоны для внутренних рейсов.
"С введением военного положения в Украине Укрзалізниця обеспечивает в полном объеме потребности государства в первоочередных безвозмездных перевозках с учетом необходимости обороны страны и гуманитарных целей (эвакуация населения, релокация предприятий, медицинские перевозки). Постоянно проводится организация маршрутов эвакуационных поездов из районов проведения военных действий (возможных боевых действий), которая нуждается в первоочередном привлечении пассажирских вагонов", – объяснили в УЗ.
В приложении Укрзалізниця предусмотрена функция мониторинга билетов на поезда и направления. Когда билеты на необходимый поезд или направление появятся в продаже, пассажир сразу же получит уведомление в приложении (необходимо обязательно проверить, включены ли они в настройках профиля). С помощью функции мониторинга свободных мест в конкретном поезде пассажир может автоматически купить билет еще до того, как он появится в продаже. Для этого нужно авторизоваться в приложении с помощью "Дія.Підпис", указать данные пассажира и оплатить заказ. В этом случае денежные средства со счета списываются еще на этапе создания мониторинга. Однако их можно вернуть, если отменить мониторинг или если нужных билетов не найдется. Мониторинг и автоматическое приобретение билетов недоступны для поездов в Польшу и из нее (кроме "Интерсити+") и для прямого поезда Киев-Вена. Однако работает функция получения уведомления об открытии продаж билетов на эти направления.
Недавно в Укрзалізниця произошел очередной скандал, когда мужчине продали билет в женское купе, а проводница пустила его в вагон. В УЗ говорят, что "случайно" купить билет не в то купе нельзя, ведь для этого нужно пройти специальное подтверждение. Речь идет о предупреждении, которое появляется на экране при покупке билета. Соответственно мужчина сознательно проигнорировал сообщение. То же касается приобретения билетов в детский вагон.
"В этом случае пассажир сознательно проигнорировал это требование, а следовательно, должен быть не допущен к перевозкам в этом вагоне. Такие случаи редки, но встречаются как исключение. Задачи наших проводников в таких случаях - найти альтернативное место для мужчины в другом вагоне", — объяснили в Укрзалізниця.
Еще в 2023 году Укрзалізниця запустила специальный сервис бронирования билетов для военных. Здесь военнослужащие могут купить билет из специальной отдельной брони: эти билеты отсутствуют в общей продаже и предназначены только для действующих военнослужащих. Специальная бронь доступна на определенный перечень поездов, следующих в или из городов, приближенных к зоне ведения боев. С 2024 г. сервис бронирования стал доступным и для семей военных. Заявки на сервис можно подать от пяти дней до шести часов до отправления поезда с начальной станции, а выкупить забронированный билет в кассе – не позднее, чем за час до отправления поезда. Чтобы выкупить билет, нужно предъявить кассиру действительный военный билет или удостоверение офицера.
Невыкупленные через онлайн-сервис билеты возвращаются в систему, как и все остальные забронированные проездные документы. Так что их могут приобрести другие пассажиры.
Благодаря карте можно проверить доступность локаций на вокзале. А 3D-модели позволяют внимательно рассмотреть входную группу и пути заранее, чтобы выбрать удобные варианты маршрута. На интерактивной карте можно найти информацию о 12 вокзалах Украина в таких городах: Киев, Львов, Одесса, Днепр, Харьков, Сумы, Ивано-Франковск, Полтава, Запорожье, Ужгород, Ровно, Винница. Города будут добавляться. Ссылка на карту ищите по ссылке или в приложении Укрзалізниця.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.