Минцифры представило карту интернета во время обесточений. Эксперт Александр Глущенко заметил, что часть информации там ошибочна
27 ноября в Минцифре рассказали, что совместно с ЛУН запустили специальную онлайн-карту. На ней можно узнать, какие провайдеры интернета обслуживают тот или иной дом и сколько часов может предоставляться интернет в случае блэкаута конкретным провайдером. Тем самым пользователи могут выбрать "запасного" поставщика и продолжить пользоваться сетью в отсутствие электроэнергии. Эксперт по телекоммуникациям Александр Глущенко поделился первыми впечатлениями.
Саму карту можно найти по ссылке. Информация пока на карте не полная и показывает данные только по Киеву. В ней указано, какой провайдер может предоставлять услуги без электроэнергии соответственно 4, 8, 12, 24, 72 часа. А на карте можно найти свой многоквартирный дом и убедиться, есть ли такой интернет-провайдер в вашем доме. А если нет — попытаться подключиться к провайдеру из соседнего дома, став и его клиентом.
Также можно узнать стоимость подключения и абонплаты, а по необходимости и подать заявку на подключение как новый абонент. В общем, замысел очень хороший и благой: сделать так, чтобы украинцы в случае долговременных отключений электроэнергии не остались без интернета. А вот с реализацией на первых этапах возникли проблемы. На ошибки, которые следует исправить, указал известный эксперт в сфере коммуникаций и оборудования Александр Глущенко.
Эксперт по медиателекоммуникациям и основатель YouTube-канала "Переговорка" Александр Глущенко в своем доме в Киеве заметил несоответствие. С карты ЛУН/Дії он узнал, что в его доме предусмотрен интернет, который работал бы 72 часа без света, и есть технология PON (подключение большого количества абонентов через единое оптическое волокно с прокладкой кабеля к каждой квартире). А провайдером, который может предоставить такую услугу, оказался KyivNet – согласно данным карты от Мицифры и ЛУН.
Правда, в этом доме никакого "Киевнета" нет. Александр Глущенко позвонил 27 ноября в колл-центр компании, чтобы узнать подробности. Там ему сообщили, что "будут проверять возможности подключения", а абонентов в этом доме у компании пока нет. 28 ноября эксперту обещали перезвонить, чтобы сообщить условия и возможности подключения новых абонентов в доме к этому провайдеру. Но так никто и не позвонил.
Мы позвонили Александру Глущенко и пообщались с ним об этой ситуации. Он убеждает, что как эпизод с "Киевнетом" в его доме, так и подобные действия от других интернет-провайдеров могут иметь место по Киеву.
"Карта сначала задумывалась как инструмент, с помощью которого любой пользователь сможет зайти и увидеть на территории по своему адресу присутствие игроков и на какое количество часов провайдер обеспечивает электроэнергией оборудование (сравнить с другими, кто оказывает услуги в этом доме), чтобы у людей был выбор, сменить ли провайдера, нет ли такого выбора. Но что-то пошло не так, некоторые игроки начали добавлять свое возможное технологическое присутствие в доме, то есть технически они там могли бы быть, но абонентов у них там нет. Не совсем честно относительно цели, с которой эта карта задумывалась. Если у провайдера дома нет абонентов и я не могу к нему подключиться, то другая информация не слишком интересует", - говорит эксперт.
По мнению Александра Глущенко, провайдер так поступил в его доме, чтобы "собрать" новых абонентов. При этом даже никаких объявлений с предложением подключиться не было. Но карта создавалась не для этого. В комментариях к сообщению еще один пользователь сообщил о похожей ситуации с "Киевнетом" по другому адресу. Но на карту нужно добавлять присутствие в домах, если у них уже есть абоненты, а не если где-то под домом или рядом с ним проложены кабели. Пока абонентами нового провайдера в доме Александра жильцы стать не могут, и соответственно информация на карте Минцифры не соответствует действительности конкретно по возможностям данного провайдера в этом доме.
"Не совсем правильно по другим технологиям делает Минцифры. PON не является главной технологией, которая обеспечивает доступ к сети интернета. При отсутствии электричества не работает ни одна технология: если оборудование не снабжено аккумуляторами, то не важно, какая у вас технология.
Я однажды зимой на праздники поехал в Киевскую область к друзьям. Не помню, сколько часов не было света. Не работало ничего: ни PON (у провайдера "сели" аккумуляторы), ни мобильные сети. Только генератор в доме работал, но интернета не было. Поэтому если у провайдера зарезервировано оборудование с электроэнергией, то не важно, какая технология: доступ к сети будет".
Как считает эксперт, или провайдеры не так поняли задачу от министерства и соответственно им не объяснили, какую именно информацию следует предоставить. Другой вариант — у Минцифры и ЛУН могли не так понять полученную от провайдеров информацию. По мнению Александра Глущенко, нужна верификации этих данных и большее понимание между подающими и теми, кто принимает и публикует информацию. Также, по мнению специалиста, за предоставление ложной информации нужны какие-либо санкции, а пользователям следует предоставить возможность оставить свою обратную связь. К примеру, люди могли бы идентифицировать себя и писать, что такого провайдера в их доме нет.
"Многие провайдеры о работе собственного оборудования на своих сайтах такие же карты сделали. Например, у "Ланет" большинство сетей в Киеве не PON, но они зарезервированы (соответственно и могут работать при отсутствии электроэнергии). Они указывают, в каком доме и сколько часов может работать интернет. Соответственно чем больше пользователей в доме, тем меньше времени продержатся аккумуляторы на оборудовании провайдера.
Если говорить о подготовке к блэкаутам, то провайдеры в большинстве своем подготовились. Ведь на высоконкурентном рынке никто не прощает ошибок. Большинству пользователей не интересно, какая компания предоставляет им услуги. Если работает – должно работать хорошо. Многие провайдеры прошлой зимой потеряли базу абонентов, а меньшие и более шустрые подключили себе их абонентов. Эта карта должна была показать такие изменения, чтобы человек мог увидеть всех провайдеров, предоставляющих услуги в доме, с их условиями", - отмечает эксперт по телекоммуникациям.
Александр Глущенко считает, что для наличия качественного интернета нужно как минимум иметь двух поставщиков. Многие провайдеры предлагают "резервный интернет", когда они понимают, что пользоваться им абонент будет в очень редких случаях, предпочитая другой пакет у другого провайдера. Поэтому такие дополнительные подключения могут обходиться довольно дешево. Но во время блэкаутов при длительных отключениях электроэнергии дополнительный интернет может в значительной степени помочь пользователю.
Соответственно, на карту от Минцифры и ЛУН нужно добавлять только те компании провайдеров интернета, которые физически имеют абонентов в конкретном доме или начинают подключение. Но в ситуации, когда провайдер указывает адрес, по которому может работать, но не подключает абонентов, точечно с этой карты следует убрать упоминание о предоставлении услуг по отдельным адресам. Таким образом карта будет работать по назначению, а не для рекламы отдельных недобросовестных провайдеров.