Как будут штрафовать нарушителей движения — водителей электросамокатов, моноколес, сигвеев и гироскутеров
Новомодные виды транспорта — электросамокаты, моноколеса, сигвеи и гироскутеры хороши в своей мобильности, но уже доставили немало переживаний водителям авто и пешеходам.
Почему пока не удалось наладить понимания и что предлагают нардепы — читайте в материале Информатора.
Водительница самоката из Запорожья по решению суда должна будет заплатить 127 510 гривен возмещения материального и морального вреда. Ей грозила тюрьма за наезд на пешехода, но суд назначил год испытательного срока. Хотя не все ДТП с самокатами заканчиваются именно так.
Информатор Деньги рассказывал о том, как самокат повредил Волгу. В ноябре 2017 года от клуба «Украина» по ул. Глаголева в Каменском со скоростью меньше, чем 10 км/час двигалась Волга. По словам водителя, убедившись, что сзади никого нет и включив левый поворот, он начал маневр разворота. В этот момент в переднее левое крыло врезался самокат Chilli Pro.
Со слов водителя самоката, он пытался объехать притормозившую Волгу, но в этот момент машина начала поворачивать, и вместе с ней стал поворачивать самокат. Но на середине дороги они встретились. Водитель Волги заявил, что не видел в темноте самокат. То, что на самокате нет светоотражающих приборов, в суде признался сам водитель самоката. Зато он заявил — у него на куртке есть полосы, а на самокате есть буквы, которые отражают свет фар.
Свою вину в происшествии водитель самоката не признал и заявил, что придерживался правил ПДД и не видел, как водитель Волги включил левый поворот. Адвокат решил помочь своему подзащитному и сказал, что самокатчик не может считаться водителем, так как он не сдавал на права и оштрафовать его нельзя.
Но судья Наталья Бондаренко разложила все по полочкам. Со слов судьи, в правилах дорожного движения действительно нет термина «самокат», зато есть «велосипед», который, как и самокат, приводится в действие мускульной силой человека. Отнести Михаила Простита к пешеходам не получится, так как они не руководят транспортными средствами, а могут только катить их рядом с собой. По мнению суда, водитель самоката не катил самокат, а ехал на нём. Поэтому он участвовал в дорожном движении и должен был придерживаться правил.
За то, что водитель самоката не следил за ситуацией на дороге, суд первой инстанции назначил штраф 340 грн и судебный сбор – 352 грн. Но суд апелляционной инстанции его отменил, так как «самокат в соответствии с ПДД не может считаться транспортным средством, а его водитель не является водителем транспортного средства».
Чтобы водители электросамокатов, моноколес, сигвеев и гироскутеров не создавали хаос на дорогах и не наезжали на пешеходов, нардепы хотят сделать их водителей участниками дорожного движения с обязательством выполнять все правила.
В реестре судебных решений мы нашли дела о ДТП с самокатами, которые заканчиваются штрафами или их вообще закрывают и такие, которые рассматриваются по уголовным статьям.
Например, 27 мая 2021 года примерно в 13:40 в Киеве по ул. Жилянской, 58 водитель электросамоката с маркировкой «Bolt» наехал на Toyota Rav-4. Но производство по делу закрыли, ограничившись устным замечанием.
В Днепре было похожее дело: 22 августа прошлого года примерно в 15 час. 42 мин на перекрестке Запорожского шоссе и ул. Паникахи водитель электросамоката Like Bike столкнулась с автомобилем «Дэу». Не обошлось без повреждений и машин, и водителей, но производство по делу закрыли «в связи с истечением сроков привлечения к административной ответственности».
ДТП с участием самокатов по уголовным статьям более суровые. 18 мая 2021 примерно в 19.20 водитель VOLKSWAGEN GOLF в светлое время суток при проезде в районе нерегулируемого пешеходного перехода наехал на самокатчика.
В начале суд взял виновного под стражу, но позже смягчил меру пресечения на ночной домашний арест. Дело еще слушается по 2 ст. 286 УК (наказанием может быть лишение свободы на срок от 3 до 8 лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до 3 лет или без такового).
Также, 30 мая 2019 года около 13 час. 50 мин. в Хмельницком на проезжей части продовольственного оптового рынка произошло столкновение грузового фургона марки «Nissan Primastar» и самоката. К сожалению, без телесных повреждений не обошлось. Суд назначил экспертизу, но последнее, что известно по уголовному производству №12019240010002618 — суд частично отменил арест на фургон. Водителя могли судить по ч.1 ст.286 УК (максимальное наказание — ограничением свободы на срок до 3 лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до 3 лет или без такового).
По словам адвоката Екатерины Ужвы, порядок действий в ДТП с участием электротранспорта должен выглядеть так:
По словам Ужвы, в случае ДТП с участием такого транспорта практически невозможно установить личность пользователя. Такая проблема существует из-за отсутствия номерных знаков.
На сайте парламента есть два законопроекта с правилами использования электротранспорта и штрафы за их нарушения.
Проект №5731 содержит новую статью 19-2, согласно которой право управлять электротранспортом получат лица, достигшие 16-летнего возраста. Им разрешат передвигаться по велосипедным дорожкам, по обочине или по краю проезжей части.
В законопроекте прописаны обязанности водителей электротранспорта:
В целях безопасности, владельцы обязаны оборудовать самокаты или другой электротранспорт светоотражающими устройствами и внешними световыми приборами, которые необходимо включать с наступлением темноты.
Законопроект № 5732 вносит изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые приравнивают водителей упомянутых транспортных средств к велосипедистам и водителям гужевого транспорта по части административной ответственности. Для них действуют такие штрафы:
Автор материала — Ирина Логуш