Рассказываем, как не потерять деньги во время таких операций.
Многие украинцы, оказавшись за границей, рассчитывают на денежные переводы от близких и друзей. Конечно, это очень удобно. Но банки могут хорошо заработать на этом.
А в некоторых случаях поехать в другую страну за деньгами может получиться дешевле, чем отправить их на карту. Информатор наткнулся на историю, в которой пользователь Monobank потерял 350 долларов на переводе. На базе этого разработал чек-лист, необходимый для уменьшения потерь при таких операциях.
Гражданка Украины ещё до начала боевых действий уехала в Турцию. Ей нужны были деньги на карточке Monobank, поэтому она обратилась к своему другу в США. Он прислал ей 2 тысячи долларов с помощью системы PayPal на карту Monobank, но на счёт зашло всего 1695 долларов. Она обратилась к технической поддержке. Оказалось, что банк конвертировал перевод по своему курсу, значительно превышавшему курс НБУ.
«При зачислении из PayPal они конвертируют гривну по своему курсу, далее к нам приходит запрос в гривне и мы конвертируем данную сумму на нашей стороне по курсу 34,4994. Рыночные условия поменялись, по этой причине мы подняли курс. Курс 29,54 остался для переводов со счетов ФЛП», – написали в технической поддержке банка. А потом добавили, что вынуждены менять курс, исходя из ситуации на банковском рынке. Заверили, что не зарабатывают на этом, а курс подняли на основании анализа рынка.
Скрины переписки, которую прислали нам читатели, можно посмотреть здесь.
Действительно, по состоянию на 18 июля доллар стоит 35,8 грн, а продать его можно за 35,9002 грн. Ни на официальной странице сайта, ни в Facebook новости об обновленном курсе от Монобанка мы не увидели. Более того, в приложении они пишут, что комиссии за получение международного перевода нет (если он был осуществлен посредством Western Union, MoneyGram или Ria). Но решили поинтересоваться комиссией и правилами денежных переводов на карту этого банка. Снятие средств с карты – согласно тарифам карты.
Вернуть перевод можно только в том случае, если он ещё не был выплачен получателю. Для этого следует обратиться в поддержку.
Начнем с вопроса, который подняли в начале, - конвертация валюты. Мы нашли подходящий пункт в Условиях и правилах обслуживания в АО «УНИВЕРСАЛ БАНК» (новая редакция действительна с 14 июля 2022 года). Следовательно, продать валюту на межбанковском рынке Monobank может:
В обоих случаях Monobank зачисляет вырученные от продажи средства в национальной валюте. Также предусмотрена ситуация, когда клиенту прислали денежные средства в иностранной валюте CAD, PLN, CHF, GBP, и это не соответствует валюте счёта клиента. Здесь банк продает соответствующую иностранную валюту на валютном рынке Украины от имени клиента с возмещением банку расходов на оплату сборов, комиссий и стоимости предоставленных услуг, действующих на время проведения операции. Средства зачисляются на счёт клиента в национальной валюте по отображаемому курсу в мобильном приложении. Если его там нет, то применяется курс валют платежных систем за вычетом 2,5 %.
На официальном сайте Monobank вы увидите много систем, с помощью которых можно перевести средства. Но если зайдете в приложение, увидите ограничения на пользование ими. Итак, сейчас осуществить исходящий платеж можно только через Western Union, а принимать – от Western Union, MoneyGram и Ria. До начала войны совершить исходящий платеж можно было и с помощью SWIFT. Но в приложении сообщается, что исходные переводы заграницу временно не производятся. Исключением является только СВИФТ-переводы:
«При зачислении средств применяются стандартные тарифы карты. При этом на пути прохождения платежа в зависимости от страны/банка отправления, а также принимавших участие в проведении банков-корреспондентов (посредников) могут взиматься дополнительные комиссии. Их размер не зависит от карты, на которую вы получаете перевод», – пишут в приложении.
Western Union. По данным на сайте Monobank, система работает более чем в 200 странах мира. Комиссии за получение платежей нет, а отправка платежей происходит по тарифам. Обобщить их сложно, ведь комиссия зависит от валюты и страны, куда посылается перевод. Например, в долларах дороже всего получится перевести средства в страны дальнего зарубежья: суммы до 50$ – 13 $, более 750 $ – 50 $. В Турции комиссия 50 $ снимается за перевод сумм выше 1000 $, а до 100 $ можно отправить за 15 $. Дешевле всего — в СНГ (до 200$ – 3 $, более 200 $ – 1,5 $, получение в другой валюте — другие цены).
За перевод гривны больше придется оплатить, если ваш получатель находится в странах дальнего зарубежья. Отправка до 500 гривен комиссия достигает 25 грн, а суммы свыше 30 тысяч грн – 600 грн. В Турцию за перевод более 30 тысяч грн заплатите 350 грн. В Европу и Израиль возможности шире: 25 грн комиссии придётся оплатить за перевод суммы до 750 грн, а если отправление превышает 30 тысяч грн, то это будет стоить 450 грн.
Евро отправить можно только в страны ЕС, и комиссия здесь более стабильная. Минимальная – 13 евро за перевод суммы до 50 евро. Максимальная – 121 евро за сумму от 2500 до 3000 евро. Для сумм свыше 3 000,00 евро в каждом последующем интервале в 500,00 евро к плате за отправку перевода прибавляется 20,00 евро.
Если отправка производится с кредитных средств, то дополнительно будет взиматься: 4 % для Чёрной карты, 3,5 % для platinum и 3 % для IRON (только на сумму кредитных средств).
В тарифах на пользование разными картами от Monobank также указана комиссия на перерасчет средств. Например, владельцы Чёрной и Белой карт должны платить:
Получение средств должно быть бесплатным.
Почему перевод средств не удается? Банк возвращает входящие и исходящие переводы в иностранной валюте в случае, если есть подозрение в связи с деятельностью, запрещенной украинским законодательством. Это может быть:
Нужны какие-нибудь отчеты перед банком? Так, если:
В таком случае клиент должен предоставить Банку документы/сведения о сути входящих переводов в иностранной валюте и ориентировочном объёме ожидаемых поступлений. Это можно сделать дистанционно, если электронные документы или их копии заверены электронной подписью.
Перед тем, как отправлять средства на карту Monobank, проверьте:
Как показала история, с которой мы начали этот текст, многие сведения вы можете узнать от технической поддержки уже после осуществления платежа. В случае возникновения проблемы можно обратиться на горячую линию (0-800-300-200) или отправить электронное письмо по адресу: contact@universalbank.com.ua. Содержание письма должно соответствовать статье 5 Закона Украины «Об обращениях граждан», а именно:
Обращение рассматривается не более 1 месяца, а если вопрос не требует дополнительного изучения – не дольше 15 дней.
Режим работы «горячей линии»:
София Елагина