Рекордсменом недолива оказалась запорожская EURO 5, на которой залили меньше почти на 5%, или на 2 гривны 37 коп./л, второе и третье места поделили сети OVIS из Харькова и БРСМ-НЕФТЬ, соответственно, 1,32 и 1,23 гривны недолива на каждом
Эксперты Института потребительских экспертиз снова провели масштабную проверку точности налива бензина А-95 на отечественных АЗС. Прошедшая в прошлом году проверка показала, что большая половина проверенных заправко «грешила» недоливом, причем в некоторых случаях достаточно существенным. Какая ситуация сейчас? Специалисты Института 9 октября ответили на этот злободневный вопрос, ведь как известно, для владельцев заправок это самый простой способ заработать «левые» средства.
Контрольные образцы были отобраны в сетях премиальных брендов:
а также в сетях, позиционирующих себя как дискаунтеры:
И наконец, для контраста, замерили точность отпуска на одиночных, не сетевых АЗС. Далее образцы были доставлены в аккредитованную лабораторию на проверку. Результаты снова вызвали шок.
Для нечестных продавцов это может быть поставлен на поток весьма прибыльным и постоянным процессом. Схема здесь достаточно проста. Либо сама колонка калибруется с погрешностью на недолив (законодательство разрешает погрешность до 0,5%, а установить могут любую), либо устанавливается специальный «жучок», фальсифицирующий показатели налива как на самой колонке, так и в кассовой системе. Причем такие устройства могут производиться и отключаться мобильным телефоном и обнаружить их практически невозможно. Мотивации у мошенников хоть отбавляй, поскольку в зависимости от пролива такая схема может приносить до миллиона гривен в год с одной АЗС!
Или другая ситуация, когда таким образом руководство каждой конкретно АЗС пытается компенсировать потери на логистике. Как известно, отгрузка топлива из нефтебазы осуществляется в килограммах, а прием в резервуар АЗС – в литрах. Так что некоторые особо хитрые водители бензовозов просто ждут, пока цистерна нагреется на солнце. Когда температура горючего поднимается, количество килограммов не меняется, а количество литров увеличивается примерно на 5-7% от начального объема. После этого водитель бензовоза направляется на нужную АЗС и спокойно сливает топливо в объеме, соответствующем температуре топлива при отгрузке. Излишки остаются в баке бензовоза, а потом становятся собственностью водителя – профит.
Руководители АЗС хотят устранить недостачу и недоливом клиентам компенсируют фактически недополученный объем горючего. Ситуация достаточно распространена и сети о ней знают. Пытаются бороться, например, устанавливая контрольно-измерительное оборудование в резервуары, но это не всегда решает проблему.
Образцы бензина А-95, приобретенные на АЗС, измерили в лаборатории мерным цилиндром и пересчитали плотность. Далее по специальной формуле специалисты привели объемы к температуре, при которой пробы отбирались на АЗС. Таким образом, было определено, что в девяти (!) из шестнадцати проверенных сетей было обнаружено недолив. И в некоторых случаях он превышал норматив до десяти раз!
Результаты эксперты разделили на две зоны – зеленую и красную. В первую попали сети, в которых было зафиксировано допустимое недоливание (напомним, закон разрешает до 0,5%) или перелив. Во вторую – соответственно АЗС, где заправили меньше горючего, чем было оплачено.
В зеленой зоне оказались как крупные всеукраинские «тяжеловесы», так и сети-дискаунтеры. Идеальные ровно по чеку налили горючее в сетях AMIC и PARALLEL, недолившего отсутствующего. Минимальное значение также у столичной KLO – 0,05 % или 3 коп./литр. С запасом уложились в нормативы сети AVANTAGE 7 (0,10% или 5 коп./литр), а также ОККО (0,15% или 9 коп./литр) и MARSHALL. Такие цифры, прежде всего, свидетельствуют о системной работе с калибровкой налива на колонках АЗК.
Что касается аутсайдеров, то здесь картина грустная. АЗС относительно крупных сетей BVS, БРСМ-НЕФТЬ, OVIS(Харьков), EURO 5 (Запорожье) недоливают своим клиентам больше, чем разрешенные 0,5%. Также недолив зафиксирован и у всех проверенных одиночных АЗС или небольших сетей (ДИЗЕЛЬ-ДИСКОНТ, PROLUX, TRANSOIL, ESKO). Рекордсменом оказалась запорожская EURO 5, на которой залили меньше почти на 5 процентов или на 2 гривны 37 коп./л. Второе и третье места «пьедестала» поделили сети OVIS(Харьков) и БРСМ-НЕФТЬ, соответственно, 1,32 и 1,23 гривны недолива на каждом литре. У других участников недостача составила в диапазоне от 0,5 до 2 процентов, в пересчете от 25 копеек до гривны двадцать на литре «девяносто пятого».
Как отметил директор Института потребительских экспертиз Юрий Чорнобривец, «экспертная группа ожидала от так называемых «ноунеймов», то есть единичных АЗС, большего недолива, до 10 процентов. К счастью, самые плохие прогнозы не оправдались. С другой стороны, некоторыми крупными сетями продолжается системное недоливание горючего клиентам, чтобы держать более низкую цену. И пока за это нет никакого наказания со стороны надзорных органов ситуация вряд ли изменится».