Как настроить детей на обучение после летних каникул

Важно уделить время и поддержать своего ребенка

Как настроить детей на обучение после летних каникул

Возвращаться к учебе после летних каникул всегда тяжело. Но в этом году ситуация значительно усложнилась из-за войны. Украинские школьники уже долгое время лишены привычного, непрерывного учебного процесса – сначала из-за пандемии коронавируса, а теперь еще и в связи с боевыми действиями. Многие дети сменили место жительства или учебное заведение, кто-то уехал за границу и будет получать знания в новом коллективе на чужом языке.

Как уменьшить стресс и включиться в полноценный учебный процесс после продолжительного перерыва рассказала психологи Светланы Ройз, передает Информатор

Важно помнить, что стресс и условия окружающей среды (война и COVID-19) продолжают влиять на нас. Это сказывается в том числе на обучающих навыках, способностях и возможностях детей. Поэтому следует с пониманием относиться к возможным трудностям в обучении: пониженной концентрации, отстраненности, ухудшении памяти. К этому нужно быть готовым как детям, так и учителям и родителям. Это нормально и, главное, временно.

Какие сложности могут возникнуть

Медленное вспоминание материала. К привычному "летнему откату" присоединился стресс, вызванный трагическими событиями в Украине, и "сломанным" процессом обучения из-за пандемии коронавируса, особенно из-за войны. Поэтому в этом году понадобится больше времени на повторение материала. Однако не стоит ускорять этот процесс, все постепенно припомнится.

"Хромание" орфографии. Дети (и взрослые), пережившие опыт травматизации, могут "забывать" на время правила орфографии. Со стабилизаций и успокоением они вспомнятся. Помогут игры со словами, кроссворды.

Сложности с долговременной памятью. Когда мы переживаем стресс, нам сложнее что-либо запоминать, особенно долгосрочно. Начинайте с небольших объемов информации.

Трудности с концентрацией. Дети во время учебы могут крутить что-то в руках, качаться на стуле – это не отвлечение, а способ "оттормозить" лишние сигналы – и именно так многие дети концентрируются. Не запрещайте это делать, наоборот – попытайтесь включить такие движения в учебный процесс.

Тотальная экранизация. Многие дети за это время привыкли держать гаджеты в руках – это для них символ управляемости, контролируемости. Чтобы привыкание было постепенным, можно, например, включать приложения в телефонах в процесс обучения.

Запрос на практическое и конкретное. Травматический опыт усложняет восприятие абстрактных понятий, поэтому сейчас требуется наглядность, конкретные и понятные знания и действия. Дети, особенно подростки, могут больше беспокоиться о практичности и необходимости знаний, которые им предлагают.

Усталость от адаптации. Приспособление к новым, незнакомым обстоятельствам и людям истощает. Ребенок может быть более раздражителен, быстрее уставать.

Снижение самооценки. Когда мы проживаем сложный опыт или стресс, меняется наша самооценка. Сейчас дети часто живут в режиме ожидания неудачи, им нужен опыт и поддержка. Давайте маленькие задания с быстрым результатом, отмечайте победы. На одно критическое замечание должно быть не менее трех одобрительных реакций.

Десять шагов навстречу школе

Чтобы облегчить процесс адаптации и возвращения к учебе в условиях войны, прямо сейчас можно:

  • Формировать школьный режим и настраиваться. Напомните ребенку о важности обучения и ценности новых знаний. Сделайте символический праздник, чтобы закрепить переход с отдыха и лета в рабочую осень и переходите к новому режиму. Важно предусмотреть время не только на обучение и выполнение домашних заданий, но и на прогулку, игры и отдых после занятий.
  • Знакомство или возвращение в коллектив. Только после того, как ребенок почувствует безопасность в коллективе, он способен приступить к эффективному обучению. Поэтому первоклассникам, а также идущим в новую школу хорошо было бы познакомиться хотя бы с кем-то из одноклассников раньше времени. Попытайтесь договориться о Zoom-встрече или знакомстве в парке. Если ребенок скучает по бывшим друзьям, которые идут в школу в другом городе, организуйте звонок или видеовстречу, чтобы дети могли пообщаться и рассказать друг другу о своих новых школах и одноклассниках.
  • Знакомство с классным руководителем. Если учитель незнаком, ученикам 1-4 классов важно заранее увидеть своего преподавателя, услышать голос, "почувствовать" нового человека. Малыши, особенно те, кто не был в садике, особенно чувствительны. Им нужно хотя бы посмотреть на школу и посмотреть фото будущих учителей.
  • Подготовить канцтовары и одежду. Выбор и покупка нового создает атмосферу радостного ожидания. Проведите ревизию канцтоваров и школьных нарядов и докупите по возможности необходимое. Важно привлечь детей к выбору канцтоваров. Одежда для первоклассников и гиперчувствительных детей должна быть максимально комфортной: соответствующего размера, с минимумом швов, без тесной горловины. Если телу ребенка дискомфортно, школьник не сможет сосредоточиться на обучении. К тому же первоклассникам важно уметь самому одеться, расстегнуть и застегнуть одежду – при необходимости потренируйтесь делать это дома.
  • Подготовить рабочее место. Отметьте в помещении рабочую зону. Пусть это будет часть стола или только полочка со школьными принадлежностями – процесс упорядочения организует, настраивает, а "переход" в другое пространство помогает настроиться на работу. Важно, чтобы ноги во время сиденья опирались на пол или подставку. Важно, чтобы в поле зрения ученика было как можно меньше отвлекающих предметов, игрушек.
  • Разобраться с вопросом личной гигиены. Если ребенок идет в новую школу, или в старой сделали ремонт, стоит узнать, какая там уборная. Если туалет не привычной для ребенка конструкции – следует научить школьника им пользоваться. Также важно закрепить навыки самообслуживания: гигиена, в том числе мытье рук, переодевание. Кроме того, нужно показать, где и что размещено: где есть, где заниматься, где ходить в туалет.
  • Знакомство с правилами. В случае, если дети будут учиться на незнакомом языке, важно заранее выяснить правила школы: что можно делать, чего точно нет. Также стоит поговорить с ребенком о традициях и особенностях местности, в которой вы сейчас проживаете. Обсудите меню: в некоторых странах существуют строгие правила по школьному питанию, которые следует соблюдать. Вместе с ребенком продумайте идеи завтраков и перекусов в школу. С первоклассниками можно дома поиграть в ланч: доставать еду из ланч-бокса, пользоваться салфетками.
  • Упростить возможные затруднения. Если есть такая возможность, хорошо бы пройтись по школе. Детям важно "почувствовать" место, где они будут находиться. Для детей, которые выехали за границу и сразу будут учиться на незнакомом языке, хорошо бы подготовить карточки с основными понятиями: туалет, вода, помогите. Объясните школьнику, если вдруг потребуется помощь, нужно обратиться к классному руководителю.
  • Подготовьте маленькие сувениры. Подготовьте маленькие безделушки, которые будете вкладывать в течение первой недели или месяца в школьный рюкзак ребенка: маленькие открытки или записки, мягкий брелок, который можно сжимать в руке, браслетик (можно такой, как у мамы или папы), ручку с блестками, карманный волчок – такие безделушки напомнят о вашей заботе и помогут снять напряжение.
  • Обсудить вопросы безопасности и проверить маршрут в школу и укрытие. Вспомните или узнайте путь в школу, пройдитесь по нему и проговорите, как действовать, если по дороге ребенок услышит сигнал воздушной тревоги. С малышами можно нарисовать или распечатать карту маршрута в школу. Скажите детям не выходить из школы, не предупредив учителя и родителей. А тем, кто будет ходить в школу в Украине, обязательно напомните, что нельзя ничего трогать на улице, поднимать с земли предметы, залезать на деревья.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube