UA

Как аэропорт Днепра вырвали из рук Коломойского и что с ним будет дальше

Читати українською

Без аэропорта мегаполис не может развиваться так, как заслуживает

Читати українською
Как аэропорт Днепра вырвали из рук Коломойского и что с ним будет дальше
Битва за аэропорт Днепра

Без аэропорта мегаполис не может развиваться так, как заслуживает

«Коломойский больше не будет паразитировать на аэропорту Днепра»: Филатов рассказал о важном решении суда», – с таким названием вышла новость на сайте Днепропетровского горсовета 7 февраля. Информатор разбирается, о чём шёл суд, почему он был столь важен для мэра Днепра, при чём здесь Коломойский. А также какая судьба ждёт аэропорт Днепра.

Битва за аэропорт

Как отмечает горсовет Днепра, ещё в сентябре прошлого года Днепровский окружной административный суд отменил компании олигарха Игоря Коломойского право эксплуатации Днепропетровского аэропорта. Истцом тогда выступил горсовет Днепра, а третьим лицом стало Национальное антикоррупционное бюро Украины. Сейчас же, после рассмотрения апелляции, решение вступило в законную силу. Мэр Днепра Борис Филатов заметил: хотя впереди ещё кассационный суд, он убеждён, что аэродром уже вырван из рук олигарха.

Скрін сторінки сайту міськради Дніпра

Скрин страницы сайта горсовета Днепра

Авокатка Елена Доненко, работавшая над делом, сообщила, что процесс длился 2 года. Около полутора из них понадобилось на судебное разбирательство.

«Апелляция постановила признать незаконным и отменить приказ Госавиаслужбы о выдаче сертификата бессменного 15 лет эксплуатанта аэропорта. За эти 15 лет международный аэропорт Днепра стал уже почти легендой – он вроде бы и есть, но последние годы летать из него можно было только в Киев, а по цене – как в космос. Всё это следствие искусственно созданной монополии, когда собственность, воздушный флот и возможность эксплуатировать очутились в одних руках», –отметила Елена Доненко.

В последние годы из аэропорта Днепра летали преимущественно самолёты компании МАУ. Пользуясь своим монопольным положением, авиакомпания выставляла сверхвысокие цены на билеты. Жители города летали за границу из Борисполя, Жулян, Запорожья, Львова или Харькова. А огромное количество иностранных инвестиций прошло мимо мегаполиса только потому, что инвесторы не готовы были к такой сложной логистике.

При чём здесь Игорь Коломойский

Все эти годы эксплуатантом аэропорта Днепра было публичное акционерное общество «АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ ДНЕПРОАВИА», 99,45%  акций которой принадлежат компании «ГАЛТЕРА». Получила она их в 2009 году, приобретя у Фонда госимущества государственный пакет акций «Днеправиа». По условиям инвестиционного договора «ГАЛТЕРА» должна была вложить в развитие международного аэропорта «Днепропетровск» 882,1 млн. грн. Кроме того, компания должна была передать государству взлетно-посадочную полосу, радиомаячную систему и земельные участки. По данным СМИ, «ГАЛТЕРА» входила в бизнес-империю Игоря Коломойского.

20 августа 2015 года представители Фонда госимущества проверили условия выполнения договора и выяснили, что из 882,1 млн. грн. инвестиций компания вложила с учетом инфляции только 142 145,12 тыс. грн. Недвижимость государству также не передали. 9 февраля 2016 года представители Фонда госимущества обратились в Хозяйственный суд Днепропетровской области с требованием расторгнуть договор и вернуть акции авиакомпании государству. Далее проходила многолетняя судебная волокита, каждый раунд которой заканчивался ничем.

Скрін посту Юрія Луценка
Скрин поста Юрия Луценко

В марте 2017 тогдашний генпрокурор Юрий Луценко заявлял о победе. Но, как оказалось, вернуть государству аэропорт Днепра было гораздо более сложным делом, чем национализировать «ПриватБанк». Итак, чиновники решили, что проще построить Днепру новый аэропорт, чем биться за имеющийся.

Альтернативные проекты

В 2018 году на сайте президента появилась и быстро набрала необходимое количество голосов петиция «Создать финансирование из государственного бюджета реконструкции и модернизации действующей или строительства новой взлетно-посадочной полосы аэропорта в городе Днепр». В тексте петиции сообщалось, что группа DCH Александра Ярославского, строившая новый терминал в Харькове для Евро-2012, готова инвестировать в реконструкцию существующего терминала Днепра при условии, что государство возьмется за свои деньги провести реконструкцию взлетной полосы и навигационного комплекса.

В ответ на петицию президент Порошенко сообщил, что в Государственном бюджете Украины на 2019 год предусмотрено 200 млн. грн. на проектирование и строительство аэропорта «Приднепровье» в Днепропетровской области.

Александр Ярославский заявлял, что готов инвестировать в терминал Днепра 70 млн. долларов. И что новый аэропорт будет не хуже Харьковского, где терминал принадлежал бизнесмену, а взлетно-посадочная полоса – государству. Планировалось, что все авиакомпании, летающие в Харьков, полетят и в Днепр. И эта идея очень понравилась днепрянам, часто вынужденным начинать свои заграничные путешествия с поездки в Харьков.

Рейси з аеропорту Харкова у 2018 році

Рейсы из аэропорта Харькова в 2018 году

Тем временем возник альтернативный проект: построить с нуля аэропорт в селе Солёное и сделать там единственный авиационный хаб для Днепропетровской и Запорожской областей.

Мрії про аеропорт Придніпров'я

Мечты об аэропорте Приднепровья

Тогдашний глава Днепропетровского облсовета (избран от Блока Петра Порошенко) Глеб Пригунов обещал построить современный аэровокзал посреди поля за 2-3 года. И даже показывал, как это счастье будет смотреться.

Один з проєктів аеровокзалу у Солоному

Один из проектов аэровокзала в Солёном

В сеть сливали фантастические проекты аэровокзала.

 

Тогдашний министр инфраструктуры Владимир Емельян говорил, что проект аэропорта в Солёном такой же реалистичный, как и проект строительства гиперлупы. Он даже обещал привлечь к работе китайских инвесторов.

Омелян та китайські інвестори

Емельян и китайские инвесторы

Но эксперты смотрели на эти проекты скептически. И дальше разговоров и рисунков дело не пошло.

Скрін посту Бориса Філатова

Скрин поста Бориса Филатова

Мэр Днепра Борис Филатов в восторге от планов Ярославского построить новый аэропорт для Днепра.

Началось строительство

Тем временем в Украине президента Порошенко сменил президент Зеленский. В июле 2019 года он приехал в Днепр и пообещал городу аэропорт.

Скрін з сайту президента України
Скрин с сайта президента Украины

Затем Зеленский повторил своё обещание осенью 2019 года. Но только через год, летом 2020 года, наконец-то был провозглашён тендер на строительство взлётно-посадочной полосы. Всё шло не очень гладко. Несколько раз не могли выбрать подрядчика. Постоянно ходили слухи, что Кабмин хочет средства, заложенные в бюджет на строительство, направить на нечто более срочное. Но наконец-то строительство стартовало.

 

В начале февраля 2022 года строительство терминала, которое осуществляла компания DCH, шло быстрыми темпами. И хотя взлётно-посадочная полоса строилась медленнее, чем всем хотелось, работа продолжалась и там. То есть на территории аэропорта рядом с имеющейся полосой, которую контролировал Коломойский, строили новую. А рядом с полупустым старым терминалом – новый.

15 марта 2022 года рашистские агрессоры обстреляли аэропорт Днепра ракетами «Искандер». Была разрушена взлётно-посадочная полоса, повреждения получил и терминал. «Масштабные разрушения. Нужно много времени на восстановление», – написал об этом глава Днепропетровской ОВ Валентин Резниченко.

Так что, если судебная волокита закончится в пользу государства и города Днепр, отстраивать аэропорт будут, не прибегая к заплаточному методу, которым пытались обойти судебные проблемы с Коломойским. И город сможет получить столь необходимые ему современные воздушные ворота.

Что известно о старом аэропорте Днепра

Аэропорт «Днепропетровск» начали строить сразу после освобождения Днепра, в конце октября 1943 года. С 1946 года аэропорт уже перевозил 300 пассажиров в год, и первые рейсы с нового аэродрома летали в первую столицу УССР – Харьков. Уже через 30 лет пассажиропоток составит 475 тыс. в год, а из Днепра летали самолёты более чем в 70 городов СССР. Сам аэропорт тогда входил в четвёрку самых лучших и самых современных аэропортов СССР.

Радянська будівля аеровокзала Дніпра

Советское здание аэровокзала Днепра

Стоящее и сейчас здание аэровокзала было введено в действие в 1974 году и представляло собой к тому времени чудо строительных технологий с пропускной способностью 800 пассажиров в час. В 1990 году ежегодный пассажиропоток аэропорта достиг своего исторического максимума – 660 тыс. человек.

В 1991-м Днепропетровск стал открытым городом, и появилась возможность принимать международные рейсы. С 1992 года начинаются полёты в Африку, затем в бывшую Югославию, Молдову, Иран. В 1996 году реконструируется аэровокзал. Самолёты начинают летать в Амстердам, Франкфурт, Тюмень и дальше расширять свою географию.

В 1991 году была образована государственная авиакомпания «Днеправиа», которая с 1996 года превращается в ОАО авиакомпания «Днеправиа». К 2008 году ежегодный пассажиропоток аэропорта упал до 432 тыс. пассажиров. Компания накопила огромные долги компании (6 млн. долларов по состоянию на 2006 год). И государство решило продать аэропорт. Не в последнюю очередь на это решение повлияло и лишение в мае 2009 возможности Днепра принимать матчи Евро-2012. В том числе из-за устаревшего аэропорта.

Как ранее сообщал Информатор, утром 1 февраля 2023 года сотрудники Службы безопасности Украины пришли с обысками к Игорю Коломойскому. Следственные действия проводятся в рамках расследования махинаций по «Укртатнафте» и «Укрнафте».

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно тут.

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.