UA

Издевательства над животными, экоконтроль и онлайн-регистрация проживания: из-за чего Зеленский собирает Верховную Раду

Читати українською

Разбираем законопроекты, который рассмотрит парламент

Читати українською
Издевательства над животными, экоконтроль и онлайн-регистрация проживания: из-за чего Зеленский собирает Верховную Раду

Разбираем законопроекты, который рассмотрит парламент

Сегодня, 15 июля, Верховная Рада вновь собирается на внеочередное заседание по инициативе Владимира Зеленского. На повестке дня — экологические законопроекты, борьба с издевательствами над животными и немного диджитализации. 

Такие темы не оставили без внимания зооактивисты. В 15:30 всеукраинская организация UAnimals планирует выйти под стены Верховной Рады, чтобы поддержать принятие законопроектов об обращении с животными, выбросами в атмосферу и «Смарагдовій мережі». Но не только экологические инициативы рассмотрит правительство. О чём ещё поговорят — выяснял Информатор

Онлайн-регистрация места проживания (законопроект № 5463)

Бумажный документооборот хотят отменить — после принятия законопроекта регистрировать место проживания можно электронно. Это касается как своего жилья, так и временного — общежития, военные части, медицинские и социальные учреждения. Нововведение упрощает бюрократическую процедуру и позволяет указать место фактического проживания, а не того, которое определено по документам. Однако законный владелец жилья сможет отменить регистрацию посторонних людей, и решение суда ему для этого не понадобится. Заказать услугу регистрации можно на Едином государственном веб-портале электронных услуг. Такой формат может быть удобным и для жителей временно оккупированных территорий, но при условии, что данные о них есть в Едином государственном демографическом реестре или в базе внутренне перемещённых лиц. 

Также документ ограничивает права родителей и других опекунов распоряжаться имуществом (в том числе и недвижимостью) ребенка — такое будет возможно только после разрешения органов опеки. 

Переживать о тех, кто не владеет достаточной компьютерной грамотностью, не стоит: при желании сменить место регистрации можно непосредственно в ЦНАПе или в другом соответствующем учреждении.  Для того, чтобы узнать место регистрации, органы гос. власти, предприятия и учреждения смогут обратиться к ведомственной информационной базе миграционной службы. Правда, вопрос о защите персональных данных остается открытым, ведь статью, которая регламентирует запрет на разглашение, предлагают исключить из закона. 

Электронные публичные услуги (законопроект № 5495)

Проект закона позволяет коммуницировать гражданам Украины с органами власти онлайн. Как и в законопроекте о регистрации места проживания, это избавляет от бумажной бюрократии. Электронная публичная услуга — это любая услуга, которую могут оказать органы государственной и местной власти, а также учреждения и предприятия, которые находятся в их подчинении. Её можно получить онлайн. Если для этого нужны документы, которые есть в системе, то запрашиваемый может не присылать их, а лишь указать больше о необходимой для него услуге — представители власти самостоятельно смогут найти все справки. Если документов в системе нет, то пользователь может прикрепить их копии , заверенные подписью. Или указать все ведомости о них, а адресат сам запрашивает необходимые документы. В течение трёх дней он должен получить ответ о действительности справок, и если его нет, — оказывает услугу по умолчанию, если нет других способов проверки данных. Если всё же услуга подразумевает бумажный вариант документов, их отображение можно найти на Едином веб-портале электронных услуг — такой вариант возможен. При необходимости можно пользоваться электронной подписью. Перечень электронных услуг и таких, которые невозможно получить без письменного заявления, определит Кабинет Министров Украины.

Жестокое обращение с животными (законопроект № 2351)

Если проект примут, то в законе пропишут негласные нормы поведения, которые знакомы каждому. Так, хозяев собак обяжут выгуливать своих питомцев на поводке, в ошейнике с идентифицирующими отметками и наморднике, если четверолапый входит в Перечень опасных пород. Бездомных животных будут стерилизовать, вакцинировать, размещать в приюты или отдавать общественным организациям. Усыпление для регулировки их численности запрещается. Эвтаназию можно делать только если это прекращает страдания животному, и другого пути нет. Под запретом окажется:

  • использование в работе беременных, раненых, больных животных, подвергать их риску увечья или травмирования;
  • насильное кормление (в том числе и популярный метод выращивания гусей и уток для получения фуа-гра);
  • расчленение, снятие шкуры ещё до прекращения сердцебиения;
  • попрошайничество с животными;
  • оставлять животное в салоне авто при температуре свыше 20 градусов  ниже 5 градусов;
  • оказывать фотоуслуги с дикими животными (исключения: зоопарки, цирки и дельфинарии).

Местной власти передадут ответственность за запрет работы мобильных зоопарков, цирков и выставок диких животных. Также с 1 апреля до 15 июня у диких животных период размножения, поэтому в это время запретят устраивать фейерверки, подрывные работы, концерты, фестивали и прочие мероприятия, которые служат источниками громкого звука. Если животное живет в условиях, которые небезопасны для него, уполномоченному органу следует забрать его.  Людям, которых уже задерживали за жестокое обращение с животными, — запретят их заводить: за административное нарушение — в течение года, за уголовное — 10 лет. Если вину доказывают, пострадавшего питомца конфискуют. 

Экологический контроль (законопроект № 3091)

Законопроект существенно расширяет функции экоконтроля. Теперь в его полномочиях:

  • управлять распоряжением недрами; 
  • контролировать использование морей, рек, океанов и прочих водохранилищ (в том числе и прибрежной зоны); 
  • исследовать пострадавшие земельные участки и давать разрешение на строительство и эксплуатацию объектов, которые негативно влияют на землю;
  • контролировать риски последствий добычи угля при использовании метана, разработок месторождений нефти и газа, аварий экологического характера;
  • потребовать задержания грузов и судов, если они нарушают закон об охране окружающей среды;
  • вести учет животных и растений (в том числе и краснокнижных), защиту диких животных (и свободных, и тех, которые находятся в неволе);
  • контролировать соблюдение правил охоты и рыбалки;
  • выполнять функции рыб.охраны. 

Инициаторы законопроекта уделили особое внимание проблеме невозможности проверять организации из-за злоупотребления своим служебным положением со стороны управляющих. Поэтому руководителей предприятия хотят обязать беспрепятственно пускать инспекторов экоконтроля и менять трудовой распорядок во время проверок. Также опускается и финансовый барьер — отныне орган экоконтроля сможет подавать в суд на организацию для приостановления её деятельности, если она вредит окружающей среде, без судебных сборов и получить бесплатный доступ к Государственному земельному кадастру. Но есть и несколько запретов: после принятия закона из функций экоконтроля исчезнет надзор за уровнем радиации грузов и транспорта, которые переправляют через государственную границу. 

Не все в Министерстве защиты окружающей среды уверены в законопроекте. Член Общественного совета Татьяна Лампика считает его необходимым, но недоработанным. По её словам, в проекте есть коррупционная составляющая, и чтобы от нее избавиться, нужно поднять зарплату инспекторам. «Есть коррупционные риски, что инспектор своим решением будет останавливать предприятие даже ночью. Если все эти вещи будут урегулированы таким образом, что инспектор будет нести полную административную и криминальную ответственность, но также иметь и высокую зарплату, чтобы не рисковать делать коррупционные действия, то в принципе все должно получиться. Зарплата инспектора на сегодня на руки 6,5 тысяч гривен. Без увеличения  фонда заработной платы инспектора, который должен быть на уровне судьи, например. Это должно быть не меньше 50 тысяч гривен», — сказала Татьяна. Она также обратила внимание, что ещё не до конца понятно, как именно инспекция будет взаимодействовать с полицией.

«Смарагдова мережа» (законопроект № 4461)

Это природоохранная зона на территории европейских стран — и Украины в том числе. По данным Украинской природоохранной группы, в список входит 106 территорий нашей страны, это около 1,5 миллиона гектар. В прошлом году они появились на карте Госгеокадастра, а теперь нардепы разработали законопроект. Он определяет уполномоченный орган контроля и защиты «Смарагдової мережі», его функции, порядок формирования территорий и их описание. Так, ответственность за «Смарагдову мережу» хотят возложить на государственный орган в сфере охраны государственной среды и областные госадминистрации, а также Киевская  и Севастопольская администрации. Уполномоченный орган также ведет учет и устанавливает лимит использования лесных ресурсов (второстепенных материалов и побочных — заготовка сена, выпас скота, размещение пасек, сбор ягод и грибов) и оценивает влияние на «Изумрудную сеть». К слову, оценка влияния учитывается при прокладывании трубопроводов, автодорог, ж/д- переездов, разработке горных предприятий, организации охоты, строительстве. Также орган ведёт учет и устанавливает лимит на использование лесных ресурсов (второстепенных материалов и побочных — заготовку сена, выпас скота, размещение пасек, сбор ягод и грибов). 

Землями «Изумрудной сети» пользоваться можно, но для того, чтобы получить её в собственность, следует согласовать проект с областной госадминистрацией. Но есть ряд обязательств.

Так, по условиям законопроекта, пользователей землей обяжут пускать на территорию «Смарагдової мережі” уполномоченные органы для мониторинга, охраны и защиты флоры и фауны, и самим сделать все для сохранения их. Документ запрещает добывать полезные ископаемые и торф на глубине до двух метров на территории “Смарагдової мережі». Если предприятиям, организациям и гражданам придется ограничить деятельность из-за того, что она происходит на охраняемой зоне, фонды охраны окружающей среды возместят издержки.

И небольшое отступление: за посещение территорий природно-заповедного фонда администрации, в подчинении которых они находились, смогут устанавливать плату и категории людей, которые освобождаются от нее. Сейчас размер платы должны согласовывать с центральным органом исполнительной власти. 

Контроль за выбросами из-за промышленности (законопроект № 4167)

Центральное место занимает интегрированное разрешение — без него эксплуатацию установок хотят запретить. А ещё документ позволяет сжигать бытовые отходы в предусмотренных для этого местах и может заменить разрешение на выбросы загрязняющих веществ. Полномочием выдавать его хотят наделить орган исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды. Но для того, чтобы его получить, нужно доказать, что предприятие готово к работе. В заявлении следует указать, помимо всего прочего, оценку влияния на окружающую среду, виды и объёмы выбросов, меры по предотвращению и утилизации отбросов, альтернативы технологиям. Решение о выдаче разрешения будут принимать после общественного обсуждения. Таким образом и государство, и общественность смогут следить за загрязнением атмосферы от определенного завода. 

Уполномоченному органу передали права утверждать лучшие доступные технологии и методы управления, правила технической эксплуатации установок, разработанные на основе актов Европейского Союза. Они станут причиной для смягчения предельно допустимых выбросов (к слову, их тоже устанавливаем центральный орган в сфере охраны окружающей среды). Льгота возможна и в том случае, если достижение предельно допустимых выбросов слишком дорогое и нецелесообразно для производства и окружающей среды по ряду причин. 

Сохранение лесов (законопроект № 5650)

Принятие законопроекта позволит расширить возможности для лесоразведения — это будет доступно на всех землях, кроме степей. Уточняется периодичность лесоустройства — это картографирование, пересчёт леса, определение его состояния и объёма работ по восстановлению и прочее. Так, на территории более 100 га будут проводить лесоустройство раз в 10 лет, меньше 100 га — раз в 20 лет, но без упорядочивания охотничьих угодий, научно-исследовательских работ, программ защиты, охраны и восстановления лесов. Для посещения даже частного леса разрешение владельца не понадобится. Зато устанавливается лимит использования лесных ресурсов на площади свыше 100 га на заготовку сена, выпас скота, размещение пасек, сбор ягод и грибов, смолы и коры. Меньше 100 га ограничения может вводить только владелец. Использовать лесное хозяйство и менять целевое назначение земель, покрытых лесами, для размещения жилья, социально-культурных объектов, добычи полезных ископаемых, нефти и газа запрещают. За счёт фонда охраны окружающей среды можно будет выкупить частные участки для ведения лесного хозяйства или создания заповедников.

Выбросы в атмосферу (законопроект № 5339)

Сейчас для получения разрешения на выбросы субъектам хозяйствования нужно обратиться к перечню учреждений и организаций — у них есть право разработки документации, чтобы обосновать объёмы выбросов для предприятий. Перечень в свою очередь составляет центральный орган в сфере охраны окружающей территории. После принятия законопроекта посредников в виде перечня организаций уберут, и за разрешением можно будет обращаться к органу в сфере охраны окружающей среды. Ежегодно субъект хозяйствования должен будет подавать отчет о соблюдении предельно допустимых объемов выбросов. В случае необходимости их сокращения сроки указываются в разрешении, они не должны превышать 10 лет со дня утверждения мер и продлеваться. Такой шаг инициаторы объясняют практикой, когда управляющие предприятиями не выполняют  природоохранные мероприятия, а обращаются за разрешениями на выбросы и переносом сроков. К слову, документом установили процедуру его получения. Как и в случае с интегрированным, субъекту нужно указать объёмы выбросов, оценку влияния на окружающую среду (если она негативная, то могут и отказать). 

Незаконная добыча полезных ископаемых (законопроект № 3576)

Планируют поднять штрафы за незаконную добычу полезных ископаемых и нарушения правил охраны недр — от 500 до 800 необлагаемых минимумов доходов (сейчас — от 300 до 600 минимумов) или ограничение/лишение свободы до двух лет.

То же преступление, но:

  • по предварительному сговору;
  • на территории заповедника;
  • ранее судимого за подобное нарушение;
  • при использовании служебного положения.

В таких случаях будет грозить наказание от 3 до 6 лет лишения свободы (сейчас по этой части могут посадить на 2-5 лет, но за нарушение на территории заповедника или за повторное преступление). Заметно вырос штраф за нарушение права государственной собственности на недра — за самовольное пользование могут взимать от 100 до 200 необлагаемых налогом минимумом. Если речь идёт о должностных лицах, то в таком случае им придется заплатить от 200 до 500 минимумов. Сейчас рядового украинца, нарушившего эту статью, оштрафуют на сумму от 10 до 30 минимумов, а чиновника — от 30 до 100 минимумов. 

Аварии и объекты повышенной опасности (законопроект № 4407)

Разработали три класса опасности, причем последний — самый масштабный, ведь он угрожает безопасности населения Украины. Определили периодичность плановых проверок госконтролем: на объектах повышенной опасности 1 класса — как минимум раз в год, 2 класса — раз в 2 года. Уточнили сроки подачи отчётов о мерах безопасности для объектов 1 и 2 класса. После их получения следует проверка. Если есть какие-то недостатки, их надо исправить на протяжении 10 дней. Если этого не происходит, центральный или территориальный орган не выдает сертификат о принятии в эксплуатацию объекта. План локализации и ликвидации аварий хотят пересматривать каждые три года (а сейчас — каждые 5 лет). От местных властей потребуют план реагирования на ЧП за пределами объекта 1 класса, последствия которых могут выйти за его пределы. Дело в том, что предприятие не всегда может обеспечить там защиту. 

Приватизация и Фонд государственного имущества (законопроект № 4572

По мнению нардепов, законы уже показали упрощение процедуры приватизации, и останавливаться на этом они не хотят. Правки, которые сегодня рассмотрят, уже обсуждались в прошлом году. Прежде всего, они утверждают структуру Правления Фондом — в состав войдут Глава Фонда госимущества, первый заместитель и заместители главы. Продавать большие объекты хотят на электронных площадках — таким образом уменьшаются коррупционные риски, а выкуп произойдет по рыночной цене, определяемой в ходе аукциона. В госбюджет от приватизации переходит 88 % от больших объектов и 67 % — малых. Пополнится и казна «на местах» — в местный бюджет зачисляется 10 % от продажи объектов малой приватизации, по адресу регистрации. В перечень попадают и те, у которых задолженность превышает 50 % балансовой стоимости активов. В ходе приватизации государственные предприятия могут стать не только акционерными обществами, но и обществами с ограниченной ответственностью- при условии, если доля государства в статутном капитале составляет 100 %. 

Однако в законопроекте есть несколько моментов, которые зацепили «бюджетников». Если сейчас людей с инвалидностью вследствие войны освободили от оплаты аренды нежилого помещения, то этим законопроектом им хотят предоставить её на льготных условиях. То же самое и о домах, помещении, оборудовании для ветеранских организаций. Среди прогнозов действия закона — повышение эффективности управления госимуществом, улучшение инвестиций и рост доверия к приватизационным органам. Но пока не очень понятно, как к этому относятся льготы ветеранов. 

Резонансные правки в Государственном бюджете (законопроект № 5551-2)

Законопроект предусматривает выделение из государственного бюджета субвенции на ремонт, реставрацию и консервацию памятников культурного наследия в размере 1 млрд грн.

Документ стал популярным за счет правок к языковому закону. Беспокойство об этом выразил Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Креминь на Facebook: «... обращаю Ваше внимание на то, что предложения и поправки № 13, 14, 16 и 17 к законопроекту № 5551-2, которыми в частности предлагается вывести сферу телевидения и радиовещания из-под действия языкового закона, отменить штрафы за нарушение закона, отменить экзамены для государственных служащих и вернуть русский язык в образование, по своему содержанию противоречат Конституции Украины и позиции Конституционного Суда, могут поставить под угрозу использование государственного языка в соответствующих сферах общественной жизни и привести к нарушению прав граждан на получение информации на государственном языке», — обратился Креминь к Главе Верховной Рады Дмитрию Разумкову. На это отреагировали и другие депутаты. Спустя некоторое время «камень преткновения» был устранён и обсуждаемые правки отменили. Вместе с тем в законопроекте нардепы указали дополнительные источники формирования специального фонда — НДС и добровольческие взносы на ввоз растаможенных авто и машин неэкологического и российского производства. За счёт этого инициаторы изменений предлагают профинансировать вакцинацию профилактику COVID-19. Также они хотят увеличить расходы на выборы народных депутатов Украины и субвенцию на проведение выборов депутатов местных советов. 

София Елагина

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.