Народный депутат рассказала Информатору, почему правительственный законопроект об усовершенствовании мобилизации нужно отправить на доработку
У членов Комитета ВР по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки есть замечания почти к каждой статье законопроектов о мобилизации. В частности, депутатов беспокоят коррупционные риски, которые "вшиты" в отдельные положения этих документов. Известно также о большом общественном резонансе, который они вызвали. Однако в четверг, 11 января Верховная Рада все-таки может проголосовать за эти документы. Народный депутат Ирина Фриз называет это одним из трех вероятных сценариев судьбы упомянутых законопроектов. Хотя есть и другие, этот сценарий абсолютно реален, даже несмотря на то, что мобилизационный проект, возможно, нарушает Конституцию.
"Самый яркий пример – это предложения по полномочиям ТЦК, которые согласно законопроекту могут своим единоличным решением вносить или снимать сведения из Единого реестра должников. Это фактически нарушение прав человека, и об этом говорили все", - рассказала Информатору народный депутат, член партии «Европейская Солидарность» и экс-министр Украины по делам ветеранов Ирина Фриз.
Однако наблюдатели считают, что 11 января Раду будут ломать через колено, чтобы как можно быстрее принять мобилизационный пакет. Даже пример с намерением уволить скандально известную Марианну Безуглу с должности заместителя главы оборонного комитета свидетельствует о серьезности намерений руководителей Рады и монобольшинства. Депутаты не смогли не только проголосовать соответствующее постановление, но даже включить его в повестку дня из-за сопротивления спикера.
Информатор-Украина пообщался с Ириной Фриз, чтобы выяснить, что именно не удовлетворяет оппозицию в мобилизационных документах правительства, как исправить ошибки и какие еще есть сценарии работы с документами, кроме их принятия без обсуждения по существу. "Надо отозвать этот достаточно нелепый по содержанию законопроект, который уже возмутил общество и как можно быстрее внести более взвешенный, нормальный документ. Мы не можем тормозить вопрос мобилизации", - считает политик.
– 10 января в ВР произошел скандал. Народные депутаты не смогли внести в повестку дня заседания парламента вопрос освобождения Марьяны Безуглой с должности заместителя главы комитета по вопросам Национальной безопасности и обороны. Что вы об этом думаете?
- Я считаю, что госпожу Безуглую надо снимать с должности за нарушение этики и поведения. Кроме того, ее информационные сообщения фактически превратились в диверсию против высшего военного руководства нашего государства и способствовали в обществе осознанию того, что существуют разногласия между политическим руководством государства и военным руководством. А это, безусловно, выгодно врагу, который любым способом пытается расколоть гражданское общество во время полномасштабного вторжения.
- Я знаю, что вы обратились с депутатским запросом в СБУ с просьбой более тщательно рассмотреть сообщения Марьяны Безуглой на предмет разглашения военной тайны...
- Мое обращение к СБУ не единственное. Я хочу получить от этого органа надлежащую оценку по цифрам, опубликованным Марьяной Безуглой:
И получить ответ на вопрос: подпадает ли эта информация под соблюдение закона о государственной тайне? Тогда мы сможем понять, насколько корректно было поведение Безуглой.
– А как вы прокомментируете то, что происходило сейчас в парламенте? Напомним, что 10 января некоторые оппозиционные депутаты из-за отказа рассматривать отставку Безуглой заблокировали трибуну, после чего спикер Руслан Стефанчук закрыл заседание.
- Сейчас мы имеем ситуацию, когда впервые в истории парламентаризма в Украине спикером ВР были грубо нарушены нормы действующего регламента, согласно которому он был обязан поставить на голосование предложение от членов парламента из разных фракций о необходимости включить в повестку дня это постановление. Более того. Он этого не сделал даже после предложения экс-спикера Дмитрия Разумкова, который, согласно статье регламента, предлагал поставить это постановление ad hoc [т.е., в связи с исключительной значимостью – Информатор]. Дальше было еще более дерзкое поведение спикера, когда он просто закрыл заседание.
То есть та повестка дня, которую лидеры фракций обсуждали на согласительном совете, фактически сорвалась из-за боязни поставить вопрос, который идет в противоречие с позицией одного человека в зале. Этот человек – глава фракции "Слуг народа" Давид Арахамия, который требовал не рассматривать этот вопрос.
Следовательно, эти информационные диверсии, которые создавала против военного руководства госпожа Безуглая, с моей точки зрения не просто скоординированы, а имеют четкую адвокацию от представителей власти и монобольшинства. Они представляют собой скоординированную акцию против военных и военного руководства.
По моему мнению, все это получит должную оценку. Если не сейчас, не в нынешних условиях и не в нынешнем руководстве правоохранительных органов, то 100% в будущем. Потому что создан прецендент, требующий наказания всех, кто вовлечен в эту компанию по дискредитации наших военных.
- Правительственный законопроект об усовершенствовании мобилизации был внесен в парламент 25 декабря. Но народный депутат от фракции "Голос" Ярослав Железняк заявил, что в Верховной Раде зарегистрировано уже 5 законопроектов на эту тему: правительственный и 4 альтернативных. Над каким документом сейчас работает оборонный комитет ВР и какая судьба ждет альтернативные проэкты?
– Комитет работал над правительственным законопроектом в течение трех дней. Он достаточно объемный, более 200 страниц текста. Кроме того, этот документ касается многих сфер прав граждан. На мой взгляд, если бы Кабмин сосредоточился на вопросе мобилизации и алгоритмах демобилизации, нам было бы гораздо проще работать с этим документом. Вопросы, обсуждавшиеся на Комитете, касались фактически каждой статьи законопроекта. Потому что к каждой статье у членов комитета были замечания или редакционные предложения, как именно они должны быть выписаны, чтобы они не противоречили Конституции и действующему законодательству и не содержали коррупционных рисков.
Мы достаточно конструктивно поработали. По итогам было заявлено, что разработчик этой законодательной инициативы, то есть министерство обороны, должно все это свести в единый драфт.
- Но ведь по закону изменения от депутатов до первого чтения вноситься не могут?
– Да. Поэтому я считаю, есть несколько сценариев развития событий в отношении судьбы этого документа:
В таком случае альтернативные законопроекты сгорят сами собой.
– Глава Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Александр Завитневич заявил: «в первую очередь, обсуждение на Комитете касалось поиска баланса между конституционными правами граждан и предложенными в законопроекте мерами по решению задач мобилизации, которые эти права ограничивают. О чем конкретно идет речь?
- Наиболее яркий пример – это предложения по полномочиям ТЦК, которые согласно законопроекту могут своим единоличным решением вносить или снимать сведения из Единого реестра должников. Это фактически нарушением прав человека, и об этом говорили все. Поэтому в той редакции, в которой это предложено, этот пункт должен быть переработан или хотя бы переформатирован под уже действующий механизм, благодаря которому вносятся сведения в Единый реестр должников.
– Это правда, что в законопроекте отсутствует понятие «ограниченно пригоден»?
– Да. В основной редакции законопроекта действительно предлагается убрать эту категорию. Более того, там есть предложения по лишению отсрочки военнообязанных, которые содержат или осуществляют уход за инвалидами 3 группы. Это очень резонансный вопрос. Всем членам комитета пишут представители этих групп с жалобами. Соответственно, Комитет рекомендовал разработчику оставить эти нормы в действующей редакции и не вмешиваться в них.
- А что сказано в законопроекте по повесткам по электронной почте?
– Этот пункт есть в документе. Но против него возражали практически все, в том числе и представители монобольшинства. Нет понимания того, каким образом будет идти верификация этой электронной почты. То есть, как узнать, насколько она актуальна? Более того. Авторы документа предлагают ввести сначала административную ответственность за то, что человек не явился по повестке, которую отправили на электронную почту, а затем уголовную. Это является абсолютным нарушением прав человека. Мы им об этом сказали и настаивали на том, чтобы этот вопрос был убран из текста редакции.
- Сейчас много слухов о брони от размера зарплаты …
– Этого нет в законопроекте. Все это было на уровне идеи, которая действительно циркулировала, насколько нам сказал на заседании Комитета представитель министерства экономики. Но мы четко подчеркнули, в частности я, что любые обсуждения этой идеи дискриминационны и нарушают внутренние правовые нормы и наши обязательства по международным конвенциям, которые мы приняли, как правовое государство. Полагаю, что такие вещи не должны циркулировать даже на уровне обсуждения. Потому что где-то это обсуждается, а потом это выливается из-за каких-то источников и соцсетей, возмущает общество и начинается информационный хаос в отношении того, что по большому счету не будет иметь конечной реализации.
- Что касается коррупционных рисков, которые вас обеспокоили?
– Во первых, ТЦК СП наделяется чрезмерными полномочиями. Во вторых, дискрецию полномочий получат члены комиссии, которые, согласно этому документу, будут вести военный учет. Их там есть несколько эшелонов в подчинении, но сам факт того, что на рассмотрение членов этой комиссии будет отдаваться возможность отсрочки, мобилизации и демобилизации – это абсолютно коррупционная составляющая, которая недопустима.
Также чрезмерные полномочия "навешиваются" на органы местного самоуправления, которые, кроме обеспечения приведения военнообязанных в пункты ТЦК, еще и обязаны осуществлять программы подготовки мобилизации и демобилизации. Где логика в этом, я не знаю, потому что с моей точки зрения только Генштаб может определять порядок или программу подготовки мобилизации. Подчеркиваю, что представители Минобороны согласились с нами по поводу наших замечаний. Но устное согласие и действующая редакция того, что мы пока имеем на рассмотрение, отличаются.
- Думаю, что не ошибусь, если скажу, что законопроект об усовершенствовании мобилизации внес смуту и разъединил общество. Что вы скажете об этом?
- 24 февраля 2022 года некоторые западные эксперты считали, что враг возьмет Киев за три дня. Но этого не произошло благодаря единству гражданского общества. Само общество создало тот прецедент, благодаря которому удалось дать отпор россии. Потому угроза потерять государство способна мобилизовать наш народ.
Вопрос в другом, что сейчас необходимо внести изменения в закон. Но почему-то имеем ситуацию, когда вопрос мобилизации политизируется и превращает нас из нации героев в нацию уклонистов. Это дискредитирует нас на внешней арене и разъединяет внутри государства. Это недопустимо во время военного положения.
Поэтому власти должны делать все, чтобы объединить общество и достичь того уровня мобилизации, который был по состоянию на 2022 год. Кроме того, нужно отозвать этот достаточно неудачный по содержанию законопроект, который уже возмутил общество и как можно быстрее внести более взвешенный, нормальный документ.
Мы не можем тормозить вопрос мобилизации. Это приоритет, не потому что кому-то не хочется брать на себя ответственность, а потому что от этого вопроса зависит будущее нашего государства.
Ранее Информатор-Украина подробно проанализировал, какие изменения в законодательство предлагает новый мобилизационный проект. В частности, им предлагаются изменить возраст мобилизованных. Также мы сообщали, что Алексей Арестович назвал новый проект отзеркаленным вариантом российских инициатив по мобилизации.
Смотрите видео Информатор-Украина: "Усиление мобилизации необходимо": взгляд командира артиллерийской раздвеки в 3 ОШБ.