Нардеп предлагает на покупку военных облигаций в обязательном порядке направить 7% от налогооблагаемого дохода рабочего, само-занятого, дохода предприятия под 5% необлагаемой доходности
Глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев 5 ноября написал о стимулировании спроса на ОВГЗ в условиях войны для населения. Он предлагает ввести обязательную покупку государственных ценных бумаг на 7% от официального дохода каждого украинца.
Нардеп отметил, что в условиях продолжения войны активизация размещения ОВГЗ является одним из немногих быстрых и доступных внутренних источников (другое увеличение налогов), что может быть использовано для частичного закрытия потребности в финансировании сектора безопасности и обороны.
Наращивание внутренних рыночных заимствований также является предохранителем от эмиссионного финансирования дефицита бюджета, которое использовалось в 2022 году и среди других причин обусловило всплеск инфляции. Поэтому дальнейшее увеличение глубины и ликвидности первичного и вторичного рынка ОВГЗ остается важной задачей на ближайшее время.
По его мнению, стимулирование спроса на ОВГЗ лежит, прежде всего, в плоскости сохранения привлекательных ставок по этим инструментам. Средневзвешенная доходность гривневых ОВГЗ, выпущенных в октябре, равнялась 15,6%. Это предваряет прогнозную девальвацию и инфляцию. Для населения инвестиционная привлекательность еще больше с учетом отсутствия налогообложения инвестиционного дохода НДФЛ и военным сбором (в отличие от депозитов).
«Вместе с тем, опыт некоторых стран, которые проходили через большие войны, свидетельствует, что одних рыночных стимулов для мобилизации внутренних сбережений на нужды сил безопасности и обороны может быть недостаточно. В том же Израиле, который у нас принято рассматривать как образец страны, более 70 лет успешно обороняющейся от превосходящих сил стран-противников, в 70-х гг. прошлого века был введен ряд обязательных накопительных схем, в т.ч. для финансирования растущих расходов на безопасность. Одним из таких инструментов был долгосрочный обязательный военный заем (defense loan)», - пишет Даниил Гетманцев.
Он называет условия размещения ссуды:
По словам Гетманцева, обязательный военный заем, просуществовавший чуть более 5 лет, стал важным источником финансирования военных усилий Израиля в период до войны Судного дня (1973) и первые годы после нее.
«Может ли подобная обязательная накопительная схема введена в Украине (исключительно на военное время и исключительно на финансирование сил безопасности и обороны) - вопрос глубокой политической, общественной и профессиональной дискуссии. Да, у нас уже есть военный сбор (кстати подобный военный сбор, war levy, был и в Израиле). Впрочем, конечно - это разные инструменты финансирования военных усилий, общего в которых это разве что обязательное участие в уплате налога или приобретении облигаций. Так же, считаю, что на стороне государственных банков должны перейти к определенному формату обязательной покупки военных облигаций на основе индивидуальных планов, которые должны разработать Минфин и НБУ. Поборникам либеральных идей отвечу сразу, что не считаю такие предложения адекватными для мирного времени. Впрочем, война продолжается, и сколько она продлится никто не знает. Независимо от результатов выборов в США, внешней поддержки, должны наращивать дополнительные внутренние источники финансирования военных усилий. Считайте, это первой попыткой, публично обсудить этот сложный вопрос», - написал Даниил Гетманцев.
В проекте госбюджета на 2025 год Минфин заложил привлечение лишь 17 млрд грн «чистыми» (привлечение минус погашения) от ОВГЗ, потому что приблизился к граничным возможностям на внутреннем долговом рынке. Об этом 24 сентября сообщил на брифинге министр финансов Сергей Марченко, отвечая на вопросы Forbes
В правительственном проекте бюджета-2025 заложено 579 млрд грн заимствований через ОВГЗ. Погашение по этому инструменту – 562 млрд грн. Минфин действительно приблизился к граничным возможностям в части внутренних заимствований, заявил Марченко. «Это не бесконечная возможность, есть определенные ограничения по части заимствований – они связаны не только с объемами заимствований, но и с долговой устойчивостью», – подчеркнул министр. Нельзя заимствовать по максимуму и не обращать внимания, сколько потом придется погашать за ОВГЗ, объяснил глава Минфина.
«В последующие годы мы должны сбалансировать внутренние заимствования, чтобы была возможность их обслуживать и погашать, – отметил Марченко. – Наши возможности на внутреннем рынке исчерпывающие».
За последние четыре месяца 2024 года Минфин запланировал заимствовать через ОВГЗ почти 400 млрд грн, что с учетом погашений должно обеспечить поступление в бюджет 216 млрд грн чистыми. Эти более 200 млрд грн станут главным инструментом для покрытия дополнительных расходов на оборону – речь идет о расширении военных расходов на 500 млрд грн, недавно поддержанных парламентом. Большая часть этих заимствований через ОВГЗ должна обеспечить банковская система. В следующем же году привлечения от ОВГЗ почти не превышают погашения – от этого инструмента Минфин получит лишь 17 млрд грн «чистыми» (579 млрд грн привлечений против 562 млрд грн погашений).
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.