Помните: вы главное заинтересованное лицо, и если ничего не делать, деньги будут недоступны в течение неопределенного времени
Представьте ситуацию: вы зашли в Интернет-банк, чтобы произвести какой-то платеж, сделать перевод на карту в другом банке или просто оплатить коммунальные услуги. Вдруг обнаруживаете, что средства на счете заблокированы и вы не можете пользоваться своими деньгами. Что делать в этом случае? Паниковать однозначно не стоит, но и сидеть сложа руки тоже.
Этот вопрос следует задать сразу, как стало известно о блокировке счета. Сотрудники банка обязаны сообщить, кто и почему заблокировал клиентские средства. Это могут быть государственный или частный исполнитель, налоговая служба, суд или другой орган. В зависимости от этого будут следующие действия. Имеет смысл проверить, не занесена ли информация относительно вас в Единый реестр должников или Автоматизированной системы исполнительного производства АСИП. Если счет заблокирован исполнительной службой, запись об этом должна быть на одном из этих сайтов.
Если причиной блокирования счета стало постановление исполнительной службы и счет заблокирован из-за неуплаты алиментов или штрафов, имеет смысл оперативно погасить задолженность. После этого следует подать в исполнительную службу документы, подтверждающие погашение: платежные поручения или мемориальные ордера, взятые в банке. Исполнитель обязан в течение двух рабочих дней вынести определение о снятии ареста и направить его в банк. Если этого нет, напоминайте исполнителю и банку необходимость действий.
В случае, если блокирование счета произошло по требованию правоохранительных органов в рамках расследования уголовного дела, единственное, что может сделать клиент, — содействовать правоохранительным органам. Здесь на скорую разблокировку рассчитывать не приходится.
Самый распространенный случай – блокирование счета по требованию службы финансового мониторинга. Часто банк блокирует средства клиента, руководствуясь своим внутренним положением для осуществления финансового мониторинга операций. В этом случае клиенту будет предложено предоставить финансовые документы, подтверждающие происхождение средств и объясняющие цель проведения тех или иных операций по счету.
Каждый банк индивидуально составляет перечень документов, которые клиент должен предоставить в таких случаях; Универсального набора нет. Если у банка вопрос о сумме поступающих в банк средств, он обязательно потребует от клиента документы, объясняющие происхождение средств и источники доходов. Это может быть:
В случае, если у банка возникли вопросы в число входных переводов, клиент должен доказать, что эти переводы не связаны с предпринимательской деятельностью. Если вдруг клиент банка занимается волонтерской деятельностью, он сразу же (до начала движений по счету) должен уведомить об этом банк и предоставить подтверждающие документы. В противном случае банк обязательно отреагирует на поступление большого количества разных сумм и заблокирует счет как на вход, так и на выход.
Если вы считаете, что ваш счет заблокирован незаконно, это решение может быть обжаловано в суде. Для этого придется подать в суд иск о признании действий исполнителя незаконным и снятии ареста. Обычно иск необходимо подать в течение десяти дней с момента, когда вы узнали о нарушении своих прав. Следует учесть, что при подаче иска необходимо уплатить судебный сбор. В любом случае, если они решили отстаивать свои права в суде, имеет смысл проконсультироваться с опытным юристом.
В Украине действуют особые правила по аресту банковских счетов, на которые поступают целевые средства, особенно в условиях военного положения. В соответствии с Законом Украины «Об исполнительном производстве» не подлежат аресту следующие поступления:
Эти средства защищены от ареста, даже если счет подпадает под общее постановление об аресте имущества должника. Если арест наложен на счет, на который поступают целевые выплаты, необходимо произвести следующее:
Общие советы:
Помните: вы главное заинтересованное лицо, и если ничего не делать, деньги будут недоступны в течение неопределенного времени.
Как ранее сообщал Информатор, если ФЛП получил уведомление от банка о прохождении финансового мониторинга? Ваши действия и слова могут решить судьбу вашего счета. Адвокат Богдан Янкив объясняет, как правильно вести себя во время финмониторинга и чего категорически нельзя делать или говорить. Ведь финансовый мониторинг ФЛП – это не по единичному случаю! Успешное прохождение финансового мониторинга зависит, прежде всего, от вашего поведения и готовности к сотрудничеству с банком.