UA

Дипфейк с Даниловым: из-за действий роспропаганды встал вопрос о настоящих заказчиках теракта в Крокус Сити Холл

Читати українською

РосТВ распространило видео с комментарием секретаря СНБО о массовом убийстве на концерте в Москве, созданное с помощью Искусственного интеллекта через приложение вроде FaceSwap или DeepFaceLab: обычно этот процесс занимает значительный промежуток времени, поэтому есть еще до теракта

Читати українською
рф создала дипфейк с секретарем СНБО Алексеем Даниловым
Низкокачественный дипфейк роспропаганды сработал не так, как задумывалось

РосТВ распространило видео с комментарием секретаря СНБО о массовом убийстве на концерте в Москве, созданное с помощью Искусственного интеллекта через приложение вроде FaceSwap или DeepFaceLab: обычно этот процесс занимает значительный промежуток времени, поэтому есть еще до теракта

После теракта в московском "Крокус Сити Холл", уже признанном самым масштабным в истории россии, российская пропаганда срочно начала искать украинский след в убийстве зрителей, пришедших на концерт группы "Пикник". Одним из результатов поиска стало видео, которое продемонстрировал российский канал НТВ. На нем секретарь СНБО Данилов фактически говорит, что Украина причастна к массовому убийству в концертном зале. Однако видео оказалось дипфейком. Из-за чего возникает вопрос: как произошло, что видео с Даниловым появилось уже через несколько часов после теракта? Есть большая вероятность, что его сделали заранее. То есть, похоже, в Москве знали, что теракт произойдет и готовились обвинять в нем Украину.

Информатор выяснил, зачем был использован низкого качества дипфейк, на что он может указывать и как влияет на существующие версии о совершении теракта.

Видео с Даниловым было фейковым, технических доказательств не нужно

На российском НТВ в ночь после трагедии, около часа ночи, объявили, что Украина, мол, призналась в причастности к теракту. Громоотводом сделали главу СНБО Алексея Данилова, который в 1994—1997 годах являлся мэром ныне оккупированного Луганска. В речь созданной видеокопии Данилова, словно выступившего в прямом эфире украинского национального телемарафона, вкладывались слова:

"Весело сегодня в москве. По моему мнению, очень весело. Хочется верить, что такие "вЕселощі" (неверное ударение в слове - ред.) мы будем устраивать им чаще", - говорил созданный искусственным интеллектом "Данилов", у которого с тем, что он говорил, не совпадала мимика.

Доказательств, что это фейк, много. Например, вечером 22 марта ведущими телемарафона были не Марина Скиба и Олег Белецкий, как в видео НТВ. А Маричко Падалко и Максим Сухенко. События в подмосковье комментировал не Данилов, а представитель ГУР МОУ Андрей Юсов.

Для создания этого фейка россияне использовали часть кадров по телемарафону за 16 марта и заменили гостя – начальника ГУР МОУ Кирилла Буданова – на подробное видео с Алексеем Даниловым.

Это приводит к мысли, что дипфейк создавался в промежутке между 16 и 21 марта (ко дню теракта). То есть меньше чем через неделю. То, что видео с "признанием" Данилова является фейковым и смонтированным из нескольких разных видео, на которое потом наложили голос, похожий на голос секретаря СНБО, первыми принялись развенчивать именно российские СМИ. Впрочем, по РосТВ никак не опровергли этот фейк.

"Качество дипфейка очень низкое, его искусственность бросается в глаза с первой же секунды просмотра, мимика и речи Алексея Данилова вообще не совпадают. Слабая работа российских пропагандистов", – сообщили в Центре противодействия дезинформации СНБО.

 

Дипфейк низкого уровня можно создать быстро. Но как скоро?

Теперь относительно времени, в котором требуется создание дип-фейка. Обычно работа по созданию качественного дип-фейка, требует значительного времени, возможно, нескольких дней. То есть факт, что видео появилось на НТВ почти сразу после теракта, наводит на мысль, что оно было сделано заранее. Из этого следует, что заказчики видео заранее знали, что в Москве произойдет теракт.

Но этот вопрос спорный. Во-первых, имеем дело не с качественным дип-фейком. Речь скорее о 9-секундном роботизированном шлаке, от оригинала его может отличить даже школьник. В теории это можно сделать очень быстро. Но специалисты говорят, все равно какое-то время здесь понадобится.

"У меня есть сомнения, что даже такого уровня видео реально выдать за 4 - 5 часов (само столько времени прошло от начала теракта до обнародования дип-фейка на НТВ, - ред.), - рассказывает Информатору видеоредактор Николай Костина.- Во-первых, занимает некоторое время непосредственно работа с ИИ. Это может быть час или больше, но это же не все. Еще нужно найти основу - то есть реальное видео, куда будет добавлен фейк, нужно найти более или менее подходящее видео с Даниловым, нужно составить текст фейка, потом пост-продакшн: цвет, уровень звука, возможно титры и т.д.. Все это обычно делается несколькими людьми, поэтому растягивается во времени. получили, так что здесь начинаются какие-то организационные процедуры: кто-то его передает, кто-то обрабатывает, выпускной новостей принимает решение запустить в эфир, пишутся подводки... Это еще время... По-моему, это все осуществить реально часов за 8-10, если оперативно. 4 часа от идеи до эфира – это близко к фантастике”.

На сегодняшний день существует много интернет-сервисов и программ, которые помогут сделать фейк такого уровня качества. Некоторые из программ используют искусственный интеллект для создания реалистичных видео.

Это, например:

  • FaceSwap (Windows, MacOS, Linux) – приложение помогает изменять лицо на видео.
  • Wombo Dream (iOS, Android) может создавать изображения на основе текстового запроса.
  • Нейросеть Synthesia делает видеодипфейки, превращает текст в язык.
  • Бесплатное ПО от российского разработчика iperov DeepFaceLab можно использовать для замены лица в видео с инструкцией на русском языке. Оно доступно для загрузки – на Github и rutracker.org.

Напомним, старшеклассник (или студент) из Санкт-Петербурга во время большой пресс-конференции российского диктатора в декабре 2023 года уже спрашивал у путина его двойников с использованием компьютерного клона президента рф. Автор вопроса сделал это как раз с помощью той же технологии deepfake, которая была использована при создании компрометирующего видео с Даниловым.

Стоимость создания минуты дипфейков может составлять от 300 до 20 тысяч долларов. Соответствующие предложения можно найти как в легальном Интернете, так и в Даркнете.

 

Срежиссированные победы путина

Несмотря на то, что дип-фейк все же был создан в считанные часы после теракта, гораздо чаще этой технологией пропагандисты пользуются во время предварительного планирования событий. Россия так делает уже продолжительное время.

В качестве примера можно привести дипфейк с Залужным 7 ноября, где тот якобы призвал к свержению власти в Украине, на самом деле говорит о том, что россияне верят, что даже с помощью продукта низкого уровня они смогут получить какие-то информационные дивиденды в Украине.

Советник ОП Михаил Подоляк считает, что такие дипфейки в Украине работать не будут. Однако пропаганда, видимо, была рассчитана на россиян.

Еще пример - видеоподделка о якобы планировании покушения на Макрона в Киеве. В этом дипфейке фигурируют телеведущие французского новостного канала. Он был слит и распространен российскими пропагандистами в Твиттере.

На видео обратили внимание франкоязычные пользователи соцсети X. В комментариях под постами из видео они написали, что в ролике произношение и тон ведущего нетипичны.

Кремль упражняется в разработке фейков
Кремль упражняется в разработке фейков

На то, что аудиодорожку, озвученную подделкой, создал компьютер, указывает экспертиза в сервисе Aiornot, который обнаруживает подделки такого типа. По мнению журналиста-расследователя Bellingcat Христа Грозева, за этим дипфейком стоит именно кремль, а широкую огласку ему предоставили, в том числе и для того, чтобы "перекрыть" новость об уничтожении Украиной 14 февраля российского большого десантного корабля "Цезарь Куников".

Тот факт, что дипфейк о Макроне появился спустя всего несколько дней после событий, вновь возвращает к вопросу о заранее спланированной инфоркампании россиян и в случае с терактом в Крокус Сити Холл. Из этого следует, что в Кремле знали о теракте. Более того, было его непосредственными заказчиками. Так, в частности, считает украинский политолог Николай Давыдюк :

"Внешние факторы говорят, что да, организатором мог быть ИГИЛ, но он (путин - ред.) мог быть заказчиком", - сказал Давидюк в эфире Radio NV.

Однако есть и другая версия. В обнародованном видео "Данилов" не упомянул конкретные детали и даже названия места совершения теракта не указал. То есть это могла быть "дежурная лажа", которую разработали заранее и держали в удобном случае. Этим правильным случаем стал именно теракт в Крокус Сити Холле. Однако это не изменило задачу, поставленную перед пропагандистами: искать любой повод, чтобы обвинить Украину.

Как пишет издание The Economist, путин давно превратился в человека, который любит "срежиссированные победы". Издание приводит такие примеры, как "зафиксированная победа на выборах, а затем увлекательный концерт, трогательная речь ко Дню победы, восемь голов в хоккейной игре". И отмечает, что путин после теракта в "Крокусе" намекнул, что основные последствия ощутят в Украине.

"...Большинство фейковых новостей обвиняли Украину, а также Америку и Британию в нападении на москву", - пишет СМИ.

Главная редактор BILD Марион Хорн отметила, что на фоне теракта в подмосковном ТЦ "Крокус Сити Холл" ужас, горе, соболезнования являются нормальными чувствами, однако кремлевский диктатор владимир путин стремится использовать это в собственной преступной войне против Украины.

Отметим, трагедия в Москве дала путину новые возможности для ведение информационной войны - создавать трагедии чужими руками, а самому оставаться в стороне. То есть вместе с новыми дип-фейками россиянам целесообразно ожидать новые жертвы и другие "Веселости", что уже пообещала российская пропаганда, использовав образ Данилова.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.