Что ждет бизнес из-за внесенных изменений в Таможенный кодекс, пояснил Минфин

В Минфине указывают, что внесенные изменения в действующий Таможенный кодекс позволяют украинскому бизнесу подготовиться к европейским таможенным правилам, которые будут введены новым Таможенным Кодексом Украины на основе Таможенного кодекса ЕС

Минфин
Минфин о возможных сценариях декларирования товаров и роли таможенного брокера

Внедрение концепции таможенного представительства, аналогичной функционирующей в странах ЕС, является главной концептуальной новацией евроинтеграционных изменений в Таможенный кодекс Украины, принятые Законом Украины № 3926-IX от 22.08.2024 года. Таможенные брокеры вместе со своими клиентами без помощи других выбирают формат таможенного консульства. Декларирование товаров можно будет осуществить по одному из трех сценариев. Об этом сообщили в пресс-службе Минфина. 

Предусмотрено разделить, как таможенные брокеры могут представлять перед таможенными органами своих клиентов (импортеров/экспортеров): прямой таможенный представитель, действующий в интересах и от лица представляемого им лица; косвенный таможенный представитель, действующий в интересах представляемого им лица, но от собственного имени. Таможенные брокеры вместе со своими клиентами без помощи других выбирают формат таможенного консульства. В зависимости от выбранного формата таможенного представительства разграничиваются права, обязанности и ответственность между таможенным брокером и его клиентом.

Ключевое отличие между прямым и косвенным представительством состоит в том, что косвенный таможенный представитель, подавая таможенную декларацию от своего имени, хоть и в интересах своего клиента, становится декларантом, а значит, несет солидарную вместе с ним ответственность за уплату таможенных платежей. Введенная ранее возможность для таможенных брокеров платить таможенные платежи со своего счета предоплаты в интересах клиентов являлась элементом «косвенного таможенного представительства». До введенных изменений в Таможенный кодекс Украины не были четко разграничены права, обязанности и ответственность таможенного брокера и его клиента, в результате чего:

  • таможенные платежи по декларации уплачивал как клиент, так и таможенный брокер, хотя не был наделен правами налогоплательщика,
  • за правильность и достоверность декларирования товаров отвечал таможенный брокер, а с документальной проверкой приходили к его клиенту,
  • предоставлял необходимые документы и информацию клиенту, а к административной ответственности за недостоверное декларирование могли привлечь таможенного брокера.

После введения данных изменений декларирование товаров можно осуществить по одному из сценариев:

Сценарий 1. Самостоятельное декларирование товаров импортером/экспортером от имени

  • импортер/экспортер имеет в штате обученных для обеспечения декларирования товаров сотрудников,
  • понимается в правилах таможенного контроля и оформления,
  • не желает увеличивать собственные расходы, привлекая таможенного брокера,
  • имеет лицензированную программу по обеспечению декларирования товаров.

Сценарий 2. Импортер/экспортер привлекает прямого таможенного представителя для декларирования товаров с его имени

  • импортер/экспортер не имеет в штате сотрудников, которые могут производить декларирование товаров,
  • не понимается глубоко в правилах таможенного контроля и оформления (например, редко совершает такие операции или делегирует функционал подрядчикам),
  • готов привлечь к этой работы подрядчика (таможенного брокера),
  • готов нести полную самостоятельную ответственность, путём чего уменьшить вознаграждение подрядчика,
  • нет лицензированной программы для обеспечения декларирования товаров.

Сценарий 3. Импортер/экспортер привлекает косвенного таможенного представителя для декларирования товаров от этого представителя

  • импортер/экспортер не имеет в штате сотрудников, которые могут производить декларирование товаров;
  • не понимается глубоко в правилах таможенного контроля и оформления (например, редко совершает такие операции или делегирует функционал подрядчикам);
  • готов привлечь для этой работы подрядчика (таможенного брокера), уплатив ему большее вознаграждение и разделив с ним ответственность.
Сценарии осуществления таможенного декларирования
Сценарии осуществления таможенного декларирования

 Верховная Рада приняла в целом законопроект Минфина, приближающий Украину к полному применению таможенного законодательства ЕС

22 августа Верховная Рада приняла в целом проект Закона Украины "О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины по имплементации некоторых положений Таможенного кодекса Европейского Союза" (регистр. № 10411 от 16.01.2024). Принятые изменения существенны по объему, проект Закона насчитывает около 150 листов. Он приближает Украину к полному применению таможенного законодательства Европейского Союза и фактически завершает введение основной части таможенного права ЕС (EU acquis) в законодательство Украины. Это очень важно для нашей страны на этапе переговоров о вступлении Украины в Европейский Союз. Следующими большими изменениями в таможенном законодательстве Украины ожидается принятие нового Таможенного кодекса Украины, который будет полностью основываться на Таможенном кодексе ЕС. Основные изменения, предложенные законопроектом:

  • ввести концепцию таможенного представительства, аналогичную функционирующей в странах ЕС, с разделением видов представительства на прямое и косвенное, разграничение обязанностей и ответственности субъекта внешнеэкономической деятельности и его таможенного представителя;
  • осуществить постепенный, в течение 18 месяцев, переход предприятий, осуществляющих деятельность, контроль за которой возлагается на таможенные органы, на систему авторизаций, аналогичную в ЕС: введение для таможенных брокеров, держателей таможенных складов, складов временного хранения и других единой системы критериев и условий для всех таможенных авторизаций (разрешений), больших возможностей для взаимозачета проверенных таможней критериев для получения последующих авторизаций*, в частности АЭО;
  • ввести европейскую модель типов таможенных складов и расширить перечень разрешенных на них операций. За счет этого таможенным складам предоставляется возможность расширить спектр своих услуг, в частности, соединив их с таможенным представительством и рядом авторизаций на таможенные упрощения и таможенные режимы;
  • расширить возможности для АЭО подтверждать достаточность своего финансового положения, в том числе при наличии негативных чистых активов;
  • ввести европейский подход к применению таможенных режимов, в частности: использование авторизаций для помещения товаров в отдельные таможенные режимы, а именно: временного ввоза, переработки на таможенной территории, переработки за пределами таможенной территории, импорта (в части процедуры конечного использования); введение требований к условиям хранения документов и ведения учетных записей; внедрение механизма передачи прав и обязанностей держателя авторизации (держателя процедуры); расширение возможностей для перерабатывающей отрасли: более широкое использование эквивалентных товаров, введение возможности вывоза для осуществления отдельных операций по переработке за пределами таможенной территории Украины товаров или их составляющих, которые находятся в таможенном режиме переработки на таможенной территории Украины; расширение перечня разрешенных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, и четкое регламентирование требований к их осуществлению; завершение и прекращение таможенных режимов, отчет о завершении таможенного режима, особенности мониторинга соответствия условиям предоставленной авторизации для помещения товаров в отдельный таможенный режим;
  • привести в соответствие с регламентами ЕС положения Таможенного кодекса Украины о доставке, предъявлении товаров, а также их хранении под таможенным контролем;
  • отменить необходимость вызова таможенника для осуществления перемещения товаров между объектами предприятия, которые получены различные авторизации (например, между таможенным складом и авторизованным грузоотправителем или грузополучателем внутри одной территории предприятия);
  • развить пост-таможенный контроль и соединить его с мерами таможенного аудита: введение возможности электронного обмена запросами и документами, формирование актов и справок по его результатам, в том числе через «Единое окно для международной торговли», усиление анализа рисков на этапе после завершения таможенного контроля и оформление;
  • усовершенствовать положения о содействии защиты прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Украины на выполнение мероприятий, предусмотренных Государственной антикоррупционной программой на 2023–2025 годы.

Кроме того, для усиления антикоррупционной составляющей в таможенных органах будет введено: обнародование на официальном веб-сайте Гостаможслужбы обезличенных текстов решений по результатам рассмотрения жалоб в течение трех дней с даты их принятия; право таможенных органов обмениваться информацией о таможенной стоимости товаров в электронной форме в формате международных стандартов обмена электронной информацией с таможенными органами иностранных государств. В результате подготовки законопроекта ко второму чтению с бизнесом и общественностью добавлен ряд инициатив и уточнений, в частности: предоставление преимущества предприятиям, получившим статус АЭО, в первоочередном прибытии и пересечении государственной границы, в том числе с использованием информационных систем электронной очереди; определение терминов «учетные записи», «декларант», «держатель товара»; разграничение обязанностей декларанта, держателя таможенного режима, лица, ответственного за уплату таможенных платежей, а также сочетание этих положений с положениями Налогового кодекса Украины; европейскую концепцию требований к хранению товаров под таможенным контролем: заменено положение о постоянной зоны таможенного контроля на таможенных складах требованием по финансовому обеспечению их сохранности; уточнен перечень разрешенных операций с товарами под таможенным контролем; усовершенствованы положения о предоставлении авторизации на таможенные режимы; уточнены положения об использовании эквивалентных товаров; урегулированы положения о возможности отказа в пользу государства товаров с украинским статусом; усовершенствованы положения об осуществлении платы за таможенное оформление вне места расположения таможенного органа или вне его рабочего времени; усовершенствованы положения об осуществлении платы за таможенное оформление вне места расположения таможенного органа или вне его рабочего времени.

Предполагаемые изменения вступят в силу через 6 месяцев после официального опубликования Закона. За это время Кабинет Министров и Министерство финансов должны утвердить все необходимые подзаконные акты. Однако отдельные положения, такие как, например, преимущества для АЭО в первоочередном прибытии и пересечении границы, исключение для всех предприятий из сроков доставки в границу времени пребывания грузов в электронной очереди, вступят в силу со дня, следующего за днем ​​опубликования Закона.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube