Что даст разделение Минвосстановления Украины на две части: версии политических экспертов

В Верховной Раде Украины 9 мая представители "Слуги народа" уволили Александра Кубракова с должности министра развития общин, территорий и инфраструктуры (министра по восстановлению). А из самого министерства хотят отдельно создать новое, которое будет заниматься региональной политикой: это направление во время полномасштабной войны не было в приоритете. Мы поговорили с политологом Владимиром Фесенко и политтехнологом Сергеем Гайдаем о разделе министерства и цели этого действия.

Что даст разделение Минвосстановления Украины на две части: версии политических экспертов
Александр Кубраков – до 9 мая 2024 года министр по восстановлению Украины

8 мая фракция "Слуги народа" поддержала предложение народного депутата Виталия Безгина о разделе Министерства развития общин, территорий и инфраструктуры (Минвосстановления) с созданием отдельного министерства, которое займется региональной политикой. 9 мая уволили Александра Кубракова с должности министра. Чем будет заниматься новое министерство региональной политики – читайте ответы экспертов Информатору.

Мининфраструктуры объединили с Министерством развития общин и территорий в конце 2022 года. Его возглавил Александр Кубраков, который еще и получил должность вице-премьера по восстановлению в правительстве. А сделано это было для оптимизации в Кабмине. Сейчас народный депутат от «Слуг народа» Виталий Безгин подчеркнул, что министерство не справляется с региональной политикой. На базе мегаминистерства хотят создать отдельные министерство инфраструктуры и министерство региональной политики.

«Сегодня на фракции была поддержана вполне обоснованная позиция, что параллельно руководить и вопросами инфраструктуры, и вопросами региональной политики/децентрализации почти невозможно. Годовой опыт показал, что региональная политика оказалась не в приоритете, а это напрямую вредит европейской интеграции Украины.

Фракция признала, что чуть больше года назад совершила ошибку. Эту позицию однозначно разделяет большинство членов профильного комитета и вся экспертная среда. Не может одно управление закрывать весь спектр задач, которые ранее покрывало целое министерство. Нам нужен исполнительный орган, который предоставит децентрализации новое дыхание. Все остальные спекуляции считаю безосновательными», – отмечает Виталий Безгин.

Отдельные депутаты считают, что Мининфраструктуры «провалило региональную политику». Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль поддержал идею раздела министерства. Ходят слухи, что Александр Кубраков может получить должность министра инфраструктуры – в новом уже разделенном министерстве. Тем не менее, в Кабмине ранее анонсировали сокращение кадров.

По словам социолога из Active Group Андрея Еременко, рядовые граждане в большинстве своем не знают, что такое региональная политика. Но не отличают ее от экономической политики. Вместе с тем в обществе господствует мнение, что «власть плохая, соответственно и плохо живем». Однако у людей есть запрос на изменение лиц во властных верхушках, на что в центральной власти пытаются ответить.

«У нас вся система власти тотально провалила политику госуправления, речь не только о региональной политике. Не говоря уже о том, что во время войны главным лозунгом госуправления должно быть "Все для фронта, все для Победы!". Бюджет, который осваивают министерства на «мирную жизнь» (благоустройство, образование и т.д.), значительно превышает выделяемый на оборону бюджет. И это в момент, когда есть проблемы на фронте, не хватает оружия», – утверждает политтехнолог Сергей Гайдай.

В то же время глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко отмечает, что с самого начала объединения министерство было сомнительным и не давало необходимых результатов.

«Инфраструктура и региональная политика – разные вещи, объединенные в свое время. Многие считают, что их объединить было не совсем корректно. Это было сделано искусственно под Кубракова. Он тогда рассматривался как лучший менеджер, таким образом, усиливался его статус. Я считаю, что главная причина нынешнего разделения – объединение министерства было искусственным и не очень эффективным. У Кубракова не было времени и сил заниматься всеми направлениями работы этого мегаминистерства.

Беда в оптимальной структуре правительства. При всех президентах было, что министерства то объединяют, то разъединяют. Постоянно эти «качели». В новом министерстве, я думаю, главную роль будет играть не региональная политика, а вопросы жилищного строительства. Важно еще, как разделят функции двух министерств», - считает политолог Владимир Фесенко.

Чем может заниматься новое Министерство региональной политики?

«У меня нет ответа, в чем провал региональной политики. Есть ли она сейчас? В регионах работают военные администрации, подчиненные правительству и Офису президента, влияющему на региональную политику по многим вопросам. Региональная политика отошла на второй план», – утверждает Владимир Фесенко.

С ним согласен Сергей Гайдай о том, что на региональную политику очень сильно влияет Офис президента.

«Мне сложно комментировать те изменения, которые производит действующая власть. Проще комментировать то, что она не делает. Эти манипуляции ничего не разрешают. Нам давно пора тотально сокращать аппарат. Война эту проблему только усугубила. У нас до сих пор сохраняется советское устройство Кабмина. Они у нас почему-то отраслевые, а не функциональные. Это советский принцип плановой экономики. Второе – у нас невероятно раздута вся система госуправления и невероятно централизована. У нас сократилось население, соответственно должно сокращаться и количество чиновников, занимающихся госуправлением. А она у нас «раздувается», – рассуждает специалист.


По мнению Владимира Фесенко, региональная политика очень нужна, но она будет актуальна (и восстановление, и продолжение реформы децентрализации) в послевоенное время, после завершения войны. Именно после завершения военного положения возродится статус, значение, влияние местного самоуправления. Реформа децентрализации еще не завершена. Конституционный законопроект, зарегистрированный еще до полномасштабного вторжения, так и не рассмотрен. Это будет одно из ключевых направлений в мирное время. Сейчас региональная политика находится в полузамороженном состоянии.

"Есть определенные нюансы взаимодействия с местным самоуправлением. Например, сочетание ролей, объемов конкретных действий центральных и местных властей, восстановление объектов, бюджетная политика. Было много нареканий на центральную власть по строительству стадионов, мостов и т.д., но на самом деле эти работы заказывало местное самоуправление. Власти населенных пунктов так тратили деньги, которые им в т.ч. платили военнослужащие из этих общин.

Еще один из болезненных моментов, которым может заниматься вновь созданное Министерство региональной политики, это повышение тарифов на электроэнергию. Это неизбежный вопрос, потому что сейчас энергетика находится в критическом состоянии. Центральная власть здесь должна играть решающую роль. Но нужна координация с местными властями, которые своими силами много работ «не вытянут». Другой вопрос – тарифы на коммунальные услуги. Заморозка тарифов на уровне центральной власти приводила к тому, что компенсация происходила на уровне местных властей, на что денег не хватало. Но, по-моему, объем работ министра региональной политики будет меньше, чем был в довоенные времена", - комментирует Владимир Фесенко.

Необходимо сокращать штат всех министерств

Политтехнолог Сергей Гайдай радикально считает, что министерства следует не делить, а, наоборот, объединять. После раздела Министерства развития общин, территорий и инфраструктуры на Мининфраструктуры и Минрегионстроя в правительстве Дениса Шмыгаля планируют объединить еще несколько министерств. Впрочем, по мнению Гайдая, следует кардинально изменить принципы работы министерств и уволить оттуда большинство людей.

«Мы должны не разделять министерства, рождая новые, а сокращать. На сегодняшний день большинство функций, которые выполняет наша власть, не нужны. И они оправдываются тем, что чиновники хотят работать, иметь полномочия и хорошие зарплаты. Нам нужны только 4 главные функции: дипломатия, оборона, макроэкономика, юриспруденция. Все остальное должно быть сокращено до одного министерства. В штатах министерств должны работать не тысячи, а сотни людей. Часть функций может быть передана местному самоуправлению и частным инициативам. До полномасштабной войны 62% населения получали свои деньги и зарабатывали из госбюджета. Соотношение должно быть 20:80 (из них 80% люди должны зарабатывать сами, а не более 20% благодаря бюджету)», – высказывает мнение политтехнолог.

Пока не ясно, уйдет ли Кубраков в отставку или займет должность министра инфраструктуры. По мнению Фесенко, если чиновника оставят в Кабмине, это будет для него выигрышем. Это определенное понижение, но будет означать, что его ценят в качестве талантливого и сильного менеджера. И, наверное, некем заменить, чтобы на таком же уровне продолжать процессы восстановления во время войны и других инфраструктурных вопросов. Если он останется, значит, доверие к нему сохраняется, а его менеджерские таланты будут пытаться использовать дальше.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube