По мнению директора консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна, Авиаса в предварительном виде скорее всего больше не будет
Более 600 заправок сети Авиас в Украине приостановили работу зимой 2024 года. Корреспонденты Общественного выяснили, что произошло с автозаправочными станциями всеукраинской сети и когда они снова заработают.
Бывшими владельцами части автозаправок Авиас и их дочерних компаний были бизнесмены Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов и Михаил Киперман. АЗС входили в группу "Приват". Аудитор Михаил Крапивко рассказал: после национализации ПриватБанка сеть заправок передали в лизинг банка. Впоследствии группа перестала выплачивать средства, тем самым накапливая долги перед банком.
"Кредиты были непогашены - имущество было арестовано. Все. Пока это все. Они сейчас еще не продаются, ничего с ними не делается", - отметил Крапивко.
По его словам, дешевое топливо на заправках "Авиас" было из-за посредственного сервиса и сырья для топлива из мощностей предприятий "Укрнафты", которые находились под контролем Игоря Коломойского. Также ввозилось и заграничное топливо, в том числе из Беларуси и России, где цены были ниже, чем в Европе.
"Это можно сказать одна из первых, если можно так сказать, сетей созданных. Процентов 40, как минимум, этого рынка автозаправочных комплексов занимал "Авиас". А если брать партнеров, то, пожалуй, более 60. Еще дешевизна сети "Авиас" была вследствие большой задолженности перед государством за уплату налогов", - пояснил.
245 принадлежащих банку заправок по Украине было продано на аукционе в сентябре 2024 года. Другие же 600 продолжают находиться в собственности бизнесменов Коломойского, Боголюбова и партнеров, отметил директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. По его словам, владельцы компаний, между которыми распределили остаточную АЗС, постоянно меняли названия.
"Эта сеть оформлена на несколько десятков компаний разных. Эти компании каждый год раньше менялись, потому что эта деятельность, с точки зрения антимонопольного и налогового законодательства, мягко говоря, была не идеальной", - рассказал он.
Как рассказал Сергей Куюн, сейчас часть заправочных станций группы "Авиас" хочет приобрести сеть UPG. Первые АЗС компания хочет купить в Киеве, ведь там самая большая конкурентоспособность и количество заброшенных заправок.
"Многие станции уже никогда не возобновят свою работу, потому что они просто не смогут продавать те объемы горючего, которые нужны. Надо вкладывать большие средства, тратить время, поэтому однозначно это не будет быстрым процессом. Я думаю это будет на несколько месяцев, а возможно и лет", — отметил Куюн.
По его словам, Авиаса в предыдущем виде скорее всего больше не будет. Теперь на их место пришли другие сети заправок, которые продают горючее по цене ниже конкурентов. А пока, заметил Сергей Куюн, пустые АЗС сети будут и дальше простаивать — пока без новых владельцев.
Заправки Авиас может получить уже известный оператор рынка UPG Владимир Петренко из Житомирщины. По данным Антимонопольного комитета, сеть АЗС UPG планирует взять в аренду сначала 34 заправки Авиас, однако в перспективе планирует получить 350-400 АЗС.
Главной компанией в этой группе является ООО "Укрпаллетсистем", записанное на Юлию Васьковскую - сестру Владимира Петренко. Именно от этой компании работает сеть АЗК UPG. Часть бизнеса также записана на Викторию Петренко – жену основателя этой группы.
Место регистрации – село Ушомир Коростенского района Житомирской области. С 2012 года компанию возглавляет Анатолий Можар – депутат Коростенского районного совета Житомирской области (в 2015-2020 годах от Блока Петра Порошенко "Солидарность", с 2020-го - от "Слуги народа").
По данным аналитической платформы YouControl, компания была основана в 2003 году Владимиром Петренко, которому тогда было 24 года. Первоначально занималась производством и экспортом деревянных поддонов в страны Европы. Впоследствии перешли на участие в торговле нефтепродуктами, Петренко покупал горючее у сетей ОККО и WOG. В 2006 году Петренко приобрел первую нефтебазу, а в 2007 – открыл первую АЗС. В 2019 году открыта первая АЗС UPG в Киеве.
До полномасштабного вторжения компания продавала белорусское горючее Мозырского НПЗ, а в марте 2022 года сообщила о прекращении сотрудничества с ним. Пока экспортирует нефтепродукты из стран Европы (производства Shell, Total Energies, Neste и других), Кувейта.
По состоянию на данный момент сеть имеет более 70 АЗК в разных регионах Украины. С 2016 года ООО "Укрпаллетсистем" натендерило от государства на 3,26 млрд грн и является одним из крупнейших поставщиков горючего. Основные покупатели – государственные Укрзализныця и Укргаздобыча. В 2024 году фирма "Укрпалетсистем" получила почти 38,4 млрд грн доходов, в 2023 – почти 31,4 млрд грн, в 2022 – чуть менее 29,1 млрд грн.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.