Народные депутаты заявили, что выборы в Верховную Раду могут состояться только через полгода после войны
Проведение выборов в Украине возможно не ранее чем через шесть месяцев после окончания войны. Соответствующую «дорожную карту» подписали представители парламентских партий во время девятой встречи в формате "Диалог Жана Мане" на Закарпатье. Информатор поинтересовался у политтехнолога, специалиста по избирательным и политическим технологиям, основателя агентства GAIDAYCOM Сергея Гайдая, что на самом деле означает такое решение, имеет ли юридическую силу, что дает украинцам и несет ли риски.
«Почему сейчас возникло это решение? Когда ты депутат и понимаешь проблему, будешь ли ты в будущем парламенте – особенно это касается старых партий – очень удобно просто отменить выборы. Особенно когда есть такой железный повод как война. И при этом понимаешь, что на Банковой тоже такой вариант. Здесь все понятно: зачем меня выбирать, если я могу продлить свой срок», - рассказал Сергей Гайдай.
По мнению эксперта, есть немаловажная проблема. Заявлять о выборах через полгода после окончания войны – это значит никогда. А если она продлится 15 лет? Поэтому это жесткая манипуляция – очень для них выгодная. И если бы в парламенте были партии, которые не теряли бы на следующих выборах свои проценты и города – они бы выступали за выборы.
«Давайте подумаем, есть ли уверенность в партии Порошенко, что получат больше мест в парламенте, чем сейчас? Нет. Есть ли такая уверенность в партии Юлии Тимошенко? Также нет. У депутатов ОПЗЖ вообще есть понимание, что депутатами они больше не будут. «Слуги народа» точно лишатся монобольшинства. Поэтому сейчас там отсрочка всем выгодна. Причем, игнорируя тот факт, что сегодня у нас нет действующей рады – как самостоятельного законодательного органа, обладающего самой большой властью в Украине», - отметил политтехнолог.
Сергей Гайдай подчеркнул, что сегодня самая большая власть в стране – в Офисе Президента, а не в раде – хотя по Конституции именно там она должна быть. Ибо всегда при развитых демократиях законодательная власть, как власть народа, его представителей, как представительная демократия имеет больше полномочий, чем любая исполнительная власть – каковы и Офис Президента, и Правительство.
Но, по мнению Гайдая, в нашей стране у этих людей нет такой власти, эффективно наш совет не работает – об этом свидетельствуют даже последние соцопросы. Доверие к совету слишком низкое, чтобы они имели такую власть. Поэтому для них очень выгодна такая ситуация: а чего бы нам ни остаться? Принцип таков: если бы выборы проходили в указанный законом срок, осенью, большинство депутатов, сидящих в совете уже туда не прошли. Ибо для них большое количество вопросов. Да и зачем нам такой совет, который не работает? Поэтому здесь нет никаких секретов.
«И они это уже демонстрируют, предлагая: а может вы все же проведете выборы. Нет, не хотят. Есть важный элемент: страна, которая даже во время войны проводит выборы - это полностью демократическая, а не тоталитарная страна, где власть не использует войну для манипуляций и узурпации власти. Потому это тоже нам большой минус в международных отношениях», - считает эксперт.
Он акцентирует, что у парламентских партий сегодня нет никакой власти и реальных дел. Это не самостоятельные органы – вся власть на Банковой. Но им это удобно: почему бы не получать заработную плату в конвертах, как они получают. Почему бы не решать свои мелкие коммерческие вопросы, всегда решаемые в совете – по распределению бюджета или любые другие.
«И здесь общая проблема, даже не связанная с войной. К сожалению, в Украине Верховная Рада так и не стала институтом демократии. Это такая биржа интересов. Основные интересы распыляются в Офисе Президента, раньше – в Администрации Президента – и так было всегда. Ибо Президент, имея инструмент в виде силовых органов, позволял себе контролировать мощные бюджетные потоки. Это энергетика, металлургия, газ, нефть и т.д. А все остальные, такие как янтарь, решали в совете», - добавил Гайдай.
Причем в этой «бирже» транзакциями были законопроекты, которые за свою каденцию рада всегда рождала несколько тысяч. Не может быть для нормальной страны тысячи законопроектов. Только представьте: сможете ли вы жить с тысячей поправок к законам? Нет – это только транзакции, узаконивающие те или иные интересы тех или иных групп, которые у нас назывались партиями. А валюта – голоса: вы сегодня голосуете за нас, а завтра – мы за вас. А если голосов не хватает, давайте их купим.
«И война в этом ничего не изменила. Просто Офис Президента взял на себя основную массу полномочий. Ничего не оставив в совете. Но им там удобно находиться: это бизнес для 450. Именно столько мы удерживаем людей, которые решают свои личные вопросы. И эти вопросы не имеют никакого отношения к реальной жизни или войне. Поэтому они и думают: если есть такая возможность – почему бы не продлить для себя сытную жизнь», – рассказал политтехнолог.
"Смотрите, чем они занимались – например, продлили срок своей каденции с четырех до пяти лет. А надо – уменьшать. Считаю, что сегодня уже через два года можно все понять о депутате. И именно через два года можно его менять, не больше. Ибо за такое время, если он не проходит экзамен выборами, он теряет свою легитимность.Как в изречении: "этот испортился – несите нового". Принимая решения по бюджету, они увеличили содержание государственного аппарата, госслужащих и прочее во время войны в два раза. Вот зачем они там нужны – чтобы обеспечить самих себя", - отметил Сергей Гайдай.
Игорь ТЁМИН
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.