UA

Бунт польских фермеров: Украина потеряет агрорынки ЕС, если будет защищать кучку своих агробаронов

Читати українською

Обратная сторона блокады границы с Польшей: украинский аграрный рынок нуждается в совершенствовании ради вступления в ЕС, реформы нужно проводить прямо сейчас

Читати українською
Бунт польских фермеров
Польских фермеров подозревают даже в сотрудничестве с россией, однако у них есть причины обижаться

Обратная сторона блокады границы с Польшей: украинский аграрный рынок нуждается в совершенствовании ради вступления в ЕС, реформы нужно проводить прямо сейчас

Медийная картинка со "злыми протестующими", где польские фермеры уничтожают украинское зерно, не совсем отвечает действительности. Да, в феврале фермеры пересекли предел законности. Да, в истории с блокадой больше политики, чем прагматики. Но у фермеров есть собственные причины подобного блокирования - и к ним придется прислушаться украинскому агробизнесу. Иначе последствия будут значительно хуже, чем потеря двух вагонов зерна.

Блокирование польскими фермерами украинского транспорта на границе не только усиливается, но и становится агрессивным. Сначала протестующие высыпали зерно из украинских фур, ожидавших в огромной пробке. Затем распространили акцию и на железную дорогу - в итоге сетью ходят видео, где зерно ссыпают прямо на рельсы из зерновозов-хоперов. К решению ситуации уже присоединился украинский президент - в двуязычном посту в соцсетях он обратился с призывом к польскому президенту Дуде и премьеру Туску с призывом к диалогу. И встреча таки состоится – польский коллега ответил Владимиру Зеленскому согласием. Какую проблему будут обсуждать и как ее можно решить? Информатор узнал подробности.

Кто протестует в Польше и чего требует

Акценты в протестах изменились во вторник, когда польские протестующие перекрыли железную дорогу возле ПП "Шегини",высыпав зерно из двух вагонов. Анонсировали и блокирование всех без исключения пунктов пропуска, узлов связи и подъездов к перегрузочным станциям и морским портам. В конце концов, заблокировали и некоторые дороги национального и областного значения внутри Польши, масштабируя протест.

Следует разобраться, кто же блокирует границу. Во-первых, это самые мелкие фермеры, основа сельхозпроизводства в Польше. Во-вторых, это партия "Конфедерация", отчасти именно она стоит за организацией протестов. В третьих, говорит нардеп Николай Княжицкий, участие декларирует Национальный совет фермерских объединений.

"Это такая общественная организация, она сейчас придумала новый креатив – именно она должна контролировать украинскую агропродукцию, потому что, мол, государственные службы "не справляются". Это формула сплошной анархии... А наибольшее влияние в этом Национальном совете оказывают члены Аграрной партии, то есть члены правительственной коалиции, представитель которой является министром сельского хозяйства", - говорит Княжицкий в своей влаге на Facebook.

Бывший украинский чиновник, причастный к "зерновой" тематике, говорит Информатору, что в случае с "Конфедерацией" подозрений в отношениях с нынешней властью быть не может: да, когда-то она имела отношения с "Правом и Справедливостью" (бывшая правящая партия, ныне в оппозиции), и те времена прошли. Да, говорит, сейчас "Конфедерация" спекулирует на интересах простых фермеров - и, учитывая определенные проявления, например трактор с плакатом-обращением "Путин, разберись с Украиной и Брюсселем", без иностранного вмешательства не обошлось. Но удивляет позиция польского правительства, которое "не замечает" нарушений законодательства, и протестов в целом.

"На самом деле это - правительственная акция, призванная принудить Украину к уступкам в экономической сфере, пользуясь тем, что Польша сейчас важна с точки зрения транзита всего необходимого для нашего государства. Польское правительство, конечно, могло бы само просто заблокировать границу, но они выбрали "гибридный" формат блокады, когда блокируют "фермеры", но под полной защитой со стороны полиции и других госструктур", - утверждает политолог Петр Олещук.

Политический аспект играет новыми красками, если добавить, что через месяц в Польше будут проходить местные выборы. Кампания стартовала 30 января, сам электоральный процесс продлится до 21 апреля - так что блокада стала способом проявить себя для местных политических лидеров. Собственно, четко артикулированы три требования:

  • Не присоединяться к "зеленому переходу" ЕС (предусматривает ограничение использования пестицидов и удобрений);
  • Запретить импорт в Польшу украинских с/х продуктов – курятины, сахара, масла, яиц и т.п.;
  • Увеличить поддержку животноводства со стороны правительства.

Проблема Украины – в модели агробизнеса

О том, в чем именно состоит глубинное содержание польских протестов, оговорился заместитель аграрного министра Польши Михал Колодзейчик. Он сказал, что, хотя все украинское зерно и идет транзитом через страну, все же наша продукция вытесняет польскую с рынков стран ЕС. На это обратил внимание президент Украинского клуба аграрного бизнеса Алекс Лисситса: в Facebook он спрогнозировал, что "польский театр абсурда на границе – это на длительный срок, пока мы не вступим в ЕС".

"Собственно корни проблемы - в том, что наши агрохолдинги, которыми владеют несколько топовых политиков, очень хитро везут зерно: по контрактам - обязаны проехать Польшу транзитом. Но когда польские фермеры, обычные крестьяне с двумя тракторами и полем, собирают свой урожай и везут сдавать его на склад - удивленно видят, что зернохранилище уже забито чьим-то зерном. И у них резонно встает вопрос: что это и откуда? Установить же, кто загрузил, не так уж и трудно", - говорит Информатору правозащитник, управляющий партнер адвокатской фирмы "ПАКС" Станислав Лифлянчик.

Проблема лежит еще глубже – в самой модели украинского аграрного бизнеса, объясняет политолог Тарас Загородний. Она построена на существовании агрохолдингов, экспортирующих огромные объемы аграрного сырья, что де-факто разрушает европейские рынки, логистические пути, создает безработицу и социальное напряжение в ЕС. Теперь, говорит он, Украине придется перестраивать эту модель, предлагая партнерам товары с добавленной стоимостью – или нынешние протесты покажутся игрушечными.

"Первое, что нужно сделать - повысить налог на агрохолдинги, земельные банки. Второе - это направить больше ресурсов на переработку, в машиностроение. Для этого - уменьшить процент возмещения НДС на экспортное зерно, чтобы ресурсы оставались в стране. А так - ссоримся со стратегическим партнером из-за интересов кучки агробаронов", - объясняет Информатору Загородний.

Давление на европейские рынки, говорит эксперт, прекратится, когда вместо сои, рапса или зерна Украина станет экспортировать макароны, мясо или курятину. Иначе – поляки уже предупредили – в ЕС могут запретить нам экспортировать любую агропродукцию сроком на 20 лет. И тот факт, что на этот раз украинское зерно официально было предназначено на экспорт в Германию, ситуацию не исправляет - польские фермеры прекрасно чувствуют взаимосвязь: "если не убивается их рынок, убивается рынок ФРГ", - резюмирует Загородний.

Как мы должны реагировать сейчас?

Решения должны быть формальными и неформальными. К первым, говорит наш собеседник бывший чиновник, нужно отнести коммуникацию на самом высоком уровне ("Зеленский-Дуда"), а также контакт МИД стран и аграрных ведомств. Сюда же – и официальные протесты со стороны перевозчика (а "УЗ" уже сообщила о вмешательстве "Польской железной дороге" и направила запрос к правоохранителям Польши), и судебные иски со стороны корпоративного сектора – собственно, самих аграрных холдингов,  самых пострадавших от действий митингующих.

"Фермеры пересекли границу дозволенного, когда начали ссыпать кукурузу и зерно на дорогу. Они нарушили законы Польши - потому странно, почему такой вялой была реакция полиции, ведь она должна была задержать людей, выписать протоколы и начать уголовное производство. Ситуацию же, при которой вопросом занимаются президенты, считаю абсурдом: это абсолютно не их уровень, наш президент вообще возглавляет воюющую страну, и на 99% должен заниматься именно войной - это задача МИД, который получает деньги именно за решение подобных вопросов", - считает Лифлянчик.

Именно МИД, по его мнению, и должен взять на себя сначала составление ноты протеста, затем – и создание механизма преодоления кризиса. Он должен состоять в организации круглого стола с представителями польских фермерских хозяйств, украинских агрохолдингов, МИД и обоих агроведомств с наработкой "дорожной карты" с гарантиями неповторения блокады.

К другим, "неформальным" решениям уже призывают украинские политики. Так, глава фракции "ЕС" Черкасского горсовета Сергей Кудактин предлагает украинцам, проживающим в Польше,выходить на мирные митинги и напоминать полякам, что их страна может стать следующей целью врага. А украинские перевозчики уже начали ответную акцию протеста - мол, или все стоят, или все едут.

Учитывая, что польский импорт в Украину составляет сотни миллионов долларов (и, кстати, состоит из переработанной продукции - животных кормов, молочки, готовой продукции из зерновых, дрожжей, соков и т.п.) - такая остановка также будет иметь эффект. А Forbes пишет, что украинские власти вообще размышляют над "зеркальным" ответом -запретом импорта из Польши. И цитирует одного из чиновников, который говорит, что, хоть Кабмин выступает за конструктив - но если что, вынужден будет реагировать.

Пока что самым простым из всех неформальных ответов является акция фермерских хозяйств с украинской стороны: к границе стянули технику, изуродованную во время боевых действий на территории Южной Украины. Сейчас "вижуал" для польских водителей и аграриев обеспечивают выгоревшие дотла тракторы, комбайн и грузовик с полей Херсонщины. Возможно, они позволят понять, что зерно, собранное на покрытых минами полях под огнем "Градов", отличается от того, что немного испортилось от обычного сентябрьского града где-то в аграрных гминах.

Официально: в чем состоит ошибка польских фермеров

Напомним, на днях украинское чиновник раскрыл, в чем на самом деле заключается ошибка польских фермеров. Вице-премьер-министр по восстановлению Украины Александр Кубраков рассказал, что в январе экспорт агропродукции происходил преимущественно благодаря морским перевозкам и составил 6,7 миллиона тонн. А через Польшу прошло всего 0,37 млн ​​тонн агропродукции (5% от общего объема).

Также мы писали о том, что чешские фермеры также могут присоединиться к протестам. Собственно, они также готовятся к перекрытиям границ - сейчас часть фермеров двинулась с тяжелой техникой в ​​Прагу. А потом они планируют ехать на восточные границы: цель акции - перекрытие пунктов пропуска и дорог.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.