201 депутат Верховной Рады Украины 9 созыва поддержали два законопроекта, ограничивающих доступ к открытым данным
201 народный депутат 9 созыва из шести фракций и депутатских групп: "Слуга Народа", "Платформа за жизнь и мир", "ДОВЕРИЕ", "Восстановление Украины", "За будущее" и внефракционные поддержали два законопроекта, ограничивающие доступ к открытым данным. Подробный анализ голосования, потенциальных угроз для гражданского общества и связей нардепов с корпоративными группами – в новом исследовании YouControl.
С момента полномасштабного вторжения доступ к более чем 400 важным публичным наборам данных был ограничен. Совместно с проактивной общественностью, представителями медиа и бизнеса, обществу удалось добиться открытия Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения, Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, финансовой отчетности предприятий от Госстата уголовном производстве, частичного открытия Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований. Однако перед сферой постоянно появляются новые вызовы.
Аналитики и юристы YouControl исследовали последние болезненные ограничения открытых данных, которые усиливают коррупцию и угрожают существованию демократического общества как такового.
1. Проект Закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Украины и некоторые другие законы Украины об особенностях предоставления сведений публичных электронных реестров, держателем которых является Министерство юстиции Украины, и некоторых других публичных электронных реестров №11533 от 29.08.2024.
Статус: принят Верховной Радой и подписан Президентом.
231 парламентарий проголосовал "за".

Какие риски Закона . Временное или постоянное ограничение доступа к источникам публичной информации в форме открытых данных приведет к существенному снижению уровня общественного контроля за деятельностью органов власти, хозяйствующих субъектов с государственной долей и лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления. Это лишит граждан возможности осуществлять проверку принадлежности имущества, корпоративных прав, недвижимости или транспортных средств, что будет прямо влиять на реализацию права на доступ к информации. Предприниматели лишатся возможности оперативной проверки своих контрагентов, конечных бенефициарных собственников, связанных лиц и наличия судебных производств или санкций. Отсутствие свободного доступа к публичным источникам исключит возможность эффективного выявления связанных лиц и схем уклонения от налогообложения, усложнит расследование правонарушений в сфере экономики и коррупции, а также мониторинг пересечения интересов при публичных закупках.
2. Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины о поддержке предприятий оборонно-промышленного комплекса №13420 от 25.06.2025.
Статус: принят Верховной Радой и подписан Президентом.
260 парламентариев проголосовали "за".

Какие риски Закона. Бизнес-среда потеряет предсказуемость и равные конкурентные условия. Ограничение публичного доступа к информации о субъектах хозяйствования, участвующих в договорах в сфере публичных закупок, делает невозможным проверку добродетели партнеров и прозрачность расходования бюджетных средств. Это создает предпосылки недобросовестной конкуренции, повышает риск коррупционных практик и уменьшает доверие инвесторов. Правоохранительные органы не смогут своевременно проверять конечных бенефициарных собственников, структуру собственности или историю участия таких субъектов в публичных закупках. Это увеличивает опасности конфликта интересов и неэффективного использования бюджетных средств.

3. Проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины по предотвращению разглашения отдельных сведений в текстах судебных решений №7033-д от 13.01.2023.
Статус: проголосованный в первом чтении.
Риски принятия законопроекта. Предусмотренное проектом закона ограничение публикации данных в текстах судебных решений создает опасности для реализации конституционного принципа гласности правосудия. Без открытого доступа к Единому государственному реестру судебных решений граждане не смогут отслеживать практику судов, что ослабляет доверие к судебной системе и ограничивает реализацию права на информацию по осуществлению правосудия. Невозможность проверять судебную историю потенциальных контрагентов значительно усложнит процессы комплаенса, управления рисками и юридической проверки перед заключением хозяйственных договоров. Это повысит риск привлечения к сотрудничеству субъектов с непогашенными обязательствами или злоупотреблениями в прошлом, что окажет негативное влияние на инвестиционную привлекательность страны.
4. Законопроекты в сфере защиты персональных данных . В Украине идет процесс адаптации законодательства в сфере защиты персональных данных к стандартам ЕС. Однако внесенные в Парламент законопроекты № 8153 «О защите персональных данных» и № 6177 «О Национальной комиссии по защите персональных данных и доступе к публичной информации» имеют существенные недостатки. Они предусматривают создание специально органа с чрезмерно широкими контрольными полномочиями, включая право вмешательства в сферу открытых данных и наложение штрафов фантастического размера: на физических лиц – до 20 млн грн, на юридических лиц – до 150 млн грн, или до 8% общего годового оборота. Это противоречит общим принципам Общего регламента Европейского Союза о защите персональных данных 2016/679, из которого неуместно копировали эти проекты, поскольку под видом «защиты персональных данных» может быть установлено необоснованное ограничение на доступ к общественно общественно необходимой информации.
Риски принятия законопроектов. Создание надцентрализованного органа с надзорными функциями по защите персональных данных может привести к ограничению доступа к общественно необходимой информации, в частности к открытым данным о субъектах властных полномочий, публичных закупках и собственности. . Отсутствие четкого предела между защитой персональных данных и оборотом публичной информации может затруднить доступ к данным, необходимым для расследования преступлений, мониторинга финансовых потоков и борьбы с коррупцией. К примеру, правоохранительным органам и медиа будет значительно сложнее расследовать кейсы типа "Миндича".
13 ноября 2025 года Президент Украины подписал указ, которым ввел в действие решение СНБО о санкциях против Тимура Миндича, который является одним из конечных бенефициарных владельцев ООО "КВАРТАЛ 95". Аналитики YouControl проанализировали открытые данные по фигурантам дела о коррупции в энергетике, против которых введены санкции. Тимур Миндич - ФЛП с видом экономической деятельности: 59.13 "Распространение кино- и видеофильмов", связанный с 17 юрлицами в Украине.
Специалисты YouControl исследовали, что подписанные законопроекты об ограничении доступа к открытым данным ( №11533 и №13420 ) поддержал 201 народный депутат Верховной Рады 9 созыва. А именно: 164 народных избранника из "Слуги Народа" , по 9 нардепов из "Платформы за жизнь и мир" и "Восстановление Украины" . Также 8 внефракционных парламентариев проголосовали "за". Столько же голосов в поддержку обоих законопроектов отдали народные депутаты "Партии "За будущее". И три нардепа из "ДОВЕРИ". Примечательно, что в Проекте Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины о поддержке предприятий оборонно-промышленного комплекса №13420 от 25.06.2025г . законопроекта - представители фракции "Слуга Народа" (100 из них проголосовали за оба законопроекта №11533 и №13420), один представитель из "Партии "За будущее" - Богдан Торохтий и двое внефракционных инициаторов этого законопроекта: председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук и его первый заместитель Александр Корниен .
YouControl выяснил, что среди парламентариев, проголосовавших за оба законопроекта, есть входящие/имеющие отношения или связанные с 37 корпоративными группами в аналитической системе . Среди народных избранников, поддержавших законопроекты №11533 и №13420, является член депутатской фракции "Слуга Народа" Артем Ковалев, который в 2018 году числился среди участников ООО "ТРК "СТУДИЯ 1+1", имеющей отношение к корпоративной группе " Приват". По информации перешла к финансовой компании. Представитель фракции "Слуга Народа" Ольга Руденко - бывшая менеджер по маркетинговым коммуникациям, специалист по связям с общественностью ООО "Квартал 95", входящей в корпоративную группу "Квартал 95".
Ирина Борзова из фракции "Слуга Народа" является лицом с "Группой семьи Баруля". По информации издания Радио Свобода, Ирина Борзова является дочерью продюсера юмористического шоу Лига смеха Наума Барули, который имеет гражданство российской федерации. Член депутатской фракции "Слуга Народа" Александр Сова является ключевым лицом "Группы семьи Сова". В эту корпоративную группу входят ООО "СОВА ДЖЕВЕЛРИ ХАУС" и ООО "ЮВЕЛИРНЫЙ ДОМ "СОВА", которые совокупно за 2024 год заработали 19,4 млн грн.
Член депутатской группы "Платформа за жизнь и мир" Виталий Борт является ключевым лицом "Группы семьи Борт". Господин Борт два года подряд был самым богатым в депутатской группе "Платформа за жизнь и мир". По информации zaxid.net, землю за 8,601 млн грн в Городке выкупило ООО Логистическая компания "Запад ресурс", совладелицей которой является Ольга Борт, супруга народного депутата Виталия Борта. Коллега Виталия Борта по фракции - Юлий Иоффе - это связанное лицо с "Группой Юрия Бойко". По информации "ЧЕСТНО", Юлий Иоффе - давний соратник сопредседателя ОПЗЖ Юрия Бойко.
Член депутатской группы "ДОВЕРИЕ" - Николай Кучер является связанным лицом с корпоративной группой "Мироновский хлебопродукт (МХП)". По информации NV, у господина Кучера есть дочь Лариса Билозир, которая является женой Андрея Билозира (сына певицы и экс-нардепа Оксаны Билозир) и депутатом Рады. Его дочь и вместе с тем коллега из депутатской группы Лариса Билозир также является связанным лицом с вышеупомянутой группой "МХП" и имеет отношение к "Группе семьи Билозир".
Член депутатской группы "Восстановление Украины" - Валерий Гнатенко является ключевым лицом "Группы семьи Гнатенко". По информации издания "Апостроф", жена депутата задекларировала более 5 млн гривен дохода, но одновременно получала помощь для переселенцев.
Член депутатской группы "За будущее" Игорь Молоток является ключевым лицом "Группы Игоря Молотка и Андрея Комара". По информации издания "Слово и Дело", НАБУ провело обыск в августе 2025 года в доме Молотка и его родственников по делу о возможном незаконном обогащении и недостоверном декларировании. Его коллега из депутатской группы Юрий Шаповалов является связанным лицом с "Группой семьи Мовчан". Ирина Мовчан является ключевым лицом "Группы семьи Мовчан". По информации "ЧЕСТНО", Ирина Мовчан - сестра Юрия Шаповалова, а Алексей Мовчан является его племянником и нардепом от "Слуги Народа". По информации издания informator.ua, Шаповалов, используя свои коррупционные связи, в том числе с городским головой Кременчуга Малецким (который является кумом Марченко), помогал предприятиям из принадлежащих Марченко группе «VM-Groupe» выигрывать тендеры на поставки нефтепродуктов.
Полная версия исследования на сайте YouControl
Партнерский материал