В ЕС дизель дорожает из-за дефицита
21 ноября, вступают в силу санкции США в отношении «Лукойла» и «Роснефти». Этот и другие факторы могут привести к существенному удорожанию дизельного топлива и даже его дефициту в Украине. Об этом пишет директор Консалтинговой группы А-95, эксперт по энергетике Сергей Куюн.
«Откровенно будет вопрос с обеспечением нефтепродуктами в осенне-зимний период. В июне нам окончательно похоронили Кременчугский НПЗ, мы устояли, никто не заметил, потому что есть разветвленная система импорта. Но сейчас мы начали своими руками ее рубить. 25% – это не шутки. Без подробностей, но нам нечем заместить такой объем, кто бы что ни говорил». Так я писал в конце сентября накануне введения с 1 октября вижу на поставку дизтоплива из румынского порта Констанца. Всё так и получилось. В октябре в страну импортировали на 15% (более 90 тыс. т) меньше, чем годом ранее. В отдельные дни владельцы АЗС говорили мне: сегодня мы не смогли купить горючее. Но даже я не мог представить, какой на самом деле замес состоится в октябре и будет продолжаться до сих пор. Пристегивайтесь!”, - пишет Сергей Куюн.
Эксперт называет следующие тревожные факторы:
"Октябрь как-то проехали, а что в ноябре? Как говорится, как глупо жениться… Очень «вовремя» возымели действие антироссийские санкции. В Сербии остановился НПЗ «Газпрома». Это автоматически надавило на ту же Констанцу, откуда горючее направило Дунаем гасить «дизель»». (Для сравнения, мы забирали оттуда 120-150 тыс. т) Теперь украинским трейдерам приходится толкаться локтями с сербами, которые вместе с объемами еще и забрали все малые баржи, оставшиеся без работы после нашего удивительного демарша. объемы у польского «Орлена» – нашего крупнейшего поставщика”, - пишет Сергей Куюн.
21 ноября, вступают в силу санкции США в отношении «Лукойла» и «Роснефти». Под вопросом работа заводов в Болгарии и Румынии. Первым США вроде бы дали отсрочку, а вот с Румынией сложнее. "Лукойл" держит 25% рынка Молдовы и немалую сеть АЗС в самой Румынии. Если его румынский завод остановится, на рынок выйдет потребитель (читай наш конкурент) огромных объемов продукта.
Из-за метких ударов украинскими дронами по российским НПЗ те сократили производство, а соответственно и экспорт. Бывают и такие санкции. Также европейцы прекратили импорт индийского горючего. Трейдеры жалуются на ограниченность предложения на рынке.
В пересчете на гривны, начиная с октября, цена на дизтопливо в Европе выросла на пике на 6 грн/л. Аналогично выросли оптовые цены на украинском внутреннем рынке. На украинских АЗС цена в свою очередь выросла в среднем чуть больше, чем на 2 грн/л. Эксперт считает, что потенциал роста на 2-3 грн/л точно еще есть.
"Но основные тревоги сейчас связаны не с ценой, а именно с обеспечением горючим. Похоже, самое время вспомнить опыт 2022 года. Напомню, тогда глубочайший топливный кризис удалось преодолеть благодаря максимальной либерализации рынка и приоритетности этих грузов", - отмечает Сергей Куюн.
Для того чтобы избежать дефицита, эксперт советует следующее:
"В общем, кому надо, все в курсе, занимаются. Хорошо, что до, а не после. Перестраховаться никогда не помешает, тем более что враг продолжает системные атаки по энергетическим объектам, включая топливные", - пишет Сергей Куюн.
Как сообщал Информатор, в октябре Министерство финансов США через Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) объявило новый пакет санкций против России. Ограничения направлены на два крупнейших нефтяных концерна - "Роснефть" и "Лукойл", а также десятки их дочерних структур, занимающихся добычей, переработкой и продажей нефти и газа на территории РФ. Как отметили в ведомстве, цель санкций – сократить доходы Кремля, которые используются для финансирования войны против Украины, и заставить Москву сесть за стол реальных переговоров.