Аферисты воруют деньги с карт украинцев: в ПриватБанке рассказали, как борются с мошенниками

Стало известно, сколько схем аферистов банкам удается остановить

Аферисты
В банках объяснили, как происходит борьба с аферистами

Многие аферисты пытаются украсть деньги через банковские карты украинцев. В то же время представители финучреждений рассказали, как банки борются со схемами злоумышленников. По словам представителей ПриватБанка, система антифрода выявляет более 90% несанкционированных платежей.

По словам члена правления ПриватБанка по вопросам розничного бизнеса Дмитрия Мусиенко, 90 попыток совершить мошеннические операции эксперты финучреждения "пресекают" на этапе попытки. Если учитывать, сколько трансакций в ПриватБанке происходит каждый день, это действительно большой показатель.

"Процент одобрения чарджбеков достаточно высок. Где-то половину транзакций из тех 10%, которые все-таки предпринимают попытку, мы блокируем клиентам на втором этапе. И часть денег потом возвращаем, если транзакция подтверждается. Затем запросы делаются в Киберполицию, если действительно это была мошенническая операция. Если клиент сам перешел за фишинговой ссылкой, совершил операцию, то сложно в чем-то обвинять платежные системы. В таком случае средства не возвращаются", – объяснил член правления ПриватБанка по розничному бизнесу.

Директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА Александр Карпов отметил, что обязательно в таких случаях следует обращаться в Киберполицию. Ведь с помощью этого обращения клиент сможет доказать, что трансакция была нелегитимной. Такое правило в Европейском союзе хотят ввести с 2025 года. Тем не менее, Карпов убежден, что нам не стоит ждать столько времени.

"Мы в своих предложениях отметили Нацбанку, что комплексная оцифровка взаимодействия гражданина, правоохранительной системы и банковского сообщества является залогом того, что все будет делаться быстрее, чем это делается сейчас", – уверен он.

Заместитель председателя правления, ответственный за розничный бизнес Сбербанка Антон Тютюн добавил, что в Ощадбанке есть около сотни алгоритмов для борьбы с мошенниками. Например, если трансакция происходит сейчас в банкомате в Киеве, а через секунду в интернете где-то в Малайзии или в банкомате в Австрии: система понимает, что это невозможно, и в результате останавливает перевод средств.

Кроме того, добавил Антон Тютюн, банки сотрудничают друг с другом. Например, если клиент понял, что он раскрыл мошенникам свои данные, он может позвонить банку, чтобы счет сразу заблокировали. Если средства пошли на счет другого банка, то финучреждение обращается к коллегам и вместе они останавливают трансакцию. То есть, если мошенник пытается украсть деньги со счета Ощадбанка на счет ПриватБанка – эксперты двух разных банков будут сотрудничать вместе, чтобы не допустить кражи.

Старший директор, председатель по управлению рисками Visa в Украине, Грузии, странах СНГ и Юго-Восточной Европы Лариса Макарова обратила внимание, что чаще всего оплата на разных сайтах происходит по системе P2P (т.е. с карты на карту). Затем, когда оказывается, что это мошенничество, – трансакцию обжаловать практически невозможно. Поэтому более действенная защита - когда на торговой площадке есть оплата операции по покупке товара, которую можно обжаловать, если товар не доставлен или отправлен не того качества.

"Я не согласен с тем, что P2P-переводы – это самый опасный платежный вариант, но я соглашусь с тем, что предоплата – это проблема. Если это будет P2P-перевод по доставленному товару, то я не вижу здесь существенных рисков. Но если предоставлятель услуги или товара пытается избежать налогообложения, это вопрос не к нам, банкам или платежным системам, даже не к НБУ. Это вопрос к органам, которые, согласно Налоговому кодексу, должны заниматься именно этим вопросом", - высказал свое мнение директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА Александр Карпов.

 

Как украинцы становятся жертвами аферистов?

Эксперты Visa поделились результатами исследования аналитического центра Wakefield Research. Опрос показал, что 73% украинцев, скорее всего, не распознают "тревожные сигналы" , указывающие на преступников в сети. При этом каждый второй украинец хотя бы раз попадал на крючок мошенников, а 17% опрошенных становились жертвами афер неоднократно. Как именно украинцы пытаются проверить возможных аферистов:

  • 49% проверяют правильность написания электронной почты, по которой они получили сообщение;
  • 43% проверяют, прикрепили ли к сообщению логотип компании;
  • 42% будет искать номер своего заказа в письме (в случае с онлайн-магазинами);
  • 32% будут проверять информацию о банковском счете; 40% будут проверять правильность написания слов.

Не считая этого, некие аферисты ищут жертв среди людей, которые в поисках работы. К примеру, злоумышленники могут размещать вакансии, где предлагают слишком большую зарплату, но сначала нужно "заплатить за подписку", чтобы получить всю базу. На некоторых таких "вакансиях" предлагают оформить новую карту для выплат: это, как объяснили эксперты, действительно не работа, а просто схема наращивания клиентской базы, чтобы получать бонусы от банка или сервиса. Поэтому эксперты советуют внимательно искать работодателя и ни в коем случае не делиться личными данными.

Подписывайтесь на нашу Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube