Владельцам авто ограничили автокредитование: что случилось

Новый закон о мобилизации сильно ударил по рынку автокредитования и лизинга, автокредитование сократилось на 40%

Кредит, авто
Автокредитование сократилось на 40%

Владельцам авто ограничили автокредитование. Хотя для ВСУ пока не отбирали машины, банки и лизинговые компании уже сократили объемы финансирования автомобилей и специализированной техники, некоторые негласно свернули свои программы. Об этом 11 июня пишет Минфин.

Какие проблемы создал банкам закон о мобилизации

Закон о мобилизации описывает в том числе и изъятие у гражданских лиц и транспортных средств на нужды Вооруженных сил Украины.

Каких именно транспортных средств - в законе не детализируется. Поэтому забрать могут что угодно: экскаваторы для копания траншей, тягачи для вытягивания танков и другой тяжелой техники, тепловозы для транспортировки снарядов/оружия и даже частные автомобили, в которых всегда нуждается фронт.

Из этого правила есть только несколько ключевых исключений: личное авто не могут забрать, если оно единственное, но если второе-третье и так далее, уже имеют право. А также если оно используется для заработка на жизнь.

«Например, владелец зарабатывает извозом, что наверняка потребуют доказать — скажем, официальным трудоустройством в службе такси. Могут попросить предоставить зарплатные справки или декларацию/документ о регистрации бизнеса, если водитель ФЛП (физлицо-предприниматель). Точно не получится отделаться одним заявлением о том, что человек таксует, это придется доказать бумагами», - объясняют эксперты.

Еще по новому закону машины не должны забирать у инвалидов I, II группы. В других случаях военные органы могут изымать автомобиль на войну.

Во всем этом финансисты, занимающиеся автокредитованием и лизингом, видят проблему. Директор департамента малого и среднего бизнеса Глобус Банка Оксана Шульга выделила два ключевых риска закона для рынка автокредитования:

  • мобилизация автовладельца;
  • изъятие транспортного средства.

При оформлении автокредита на машину его официальным владельцем является заемщик, но в техпаспорте указывается, что приобретение финансировал банк – пишется его название.

Финансисты сомневаются, что их клиенты продолжат платить по автокредитам и договорам лизинга, если у них изымут машину. Даже при том, что по закону ВСУ должны вернуть ее после войны.

«Очевидно, что мотивация обслуживать кредит или договор лизинга клиента, чей автомобиль был направлен на нужды обороны, существенно дисконтируется. Но будут ли такие кейсы системными и какой будет реакция заемщиков, сказать невозможно», — говорит руководитель проектов департамента лизинговых операций Юнекс банка Александр Шпаковский.

Все понимают: если люди перестанут платить по договору кредита или лизинга, финучреждение не сможет покрыть свои убытки привычным способом — продав залог или передав лизинговое транспортное средство другому клиенту. Ведь транспорт окажется в армии и почти точно не вернется в первозданном состоянии.

Заявки на автокредиты начали «присушивать»

Первым следствием для клиентов стало введение ограничения на кредитование украинцев, на которых зарегистрированы любые транспортные средства. Неважно, мотоцикл это или тягач. Но если на человека зарегистрировано одно или более транспортных средств, то в получении автокредита ему, скорее всего, откажут. Потому что новую машину с большой вероятностью могут изъять военные.

"Почти все без исключения кредиторы, работающие на рынке автокредитования, начали спрашивать у потенциальных клиентов информацию о наличии уже зарегистрированных транспортных средств. Очевидно, что получить ссуду на авто таким заемщикам стало гораздо труднее", — признал Александр Шпаковский.

Некоторые банки начали постепенно «сушить» свои кредитные и лизинговые программы: публичное закрытие кредитования или лизинга — редкость, но есть случаи затягивания рассмотрения заявок клиентов. Финансисты тянут время до последнего в надежде получить дополнительные разъяснения/уточнения относительно применения нового закона о мобилизации.

В то же время крупные игроки уверяют, что продолжают работать с клиентами по автокредитованию и лизингу. Например, представитель Приватбанка Олег Серга заверил, что его госбанк не останавливал работу по программе автокредитования и продолжает принимать/рассматривать заявки.

«Мы не приостанавливали кредитование населения на покупку новых авто после вступления в силу изменений в упомянутые законодательные акты, и параллельно ожидаем дополнительных разъяснений со стороны Кабмина для принятия дальнейших решений в случае выявления потенциальных рисков такого кредитования для банка», — заявили и в пресс -службе Ощадбанка.

Работу по лизингу с юрлицами подтвердил ПУМБ, Юнекс банк также продолжает предоставлять финансовый лизинг, Глобус Банк по-прежнему предлагает автокредиты и лизинг. В Сенс Банке сообщили об отсутствии автокредитования, хотя и выразили надежду на ее возврат. Нет автокредитов и лизинга в Райффайзен Банке, в 2022 году свернули кредитную программу в Абанке и пока не планируют восстанавливать.

Автокредитование сократилось на 40%

По словам Оксаны Шульги, с момента вступления в силу закона автокредитование сократилось на 40%. Она уточнила, что перед полномасштабным вторжением в феврале 2022 года украинские банки выдали 1374 автокредита — 23% всех проданных новых машин на тот момент. Уже в марте и апреле того же года доля кредитов в автопродажах рухнула до 2% и 3% соответственно.

По итогам 2022-го средний показатель кредитных продаж на украинском авторынке составил 7,5% от общего количества новых авто. А уже в январе-мае 2023 и 2024 годов доля кредитных продаж выросла до 15% и вышла на уровень более 3 тыс. новых иномарок.

"После существенного снижения учетной ставки (в частности, в 2023 году), что позволило банкам привлекать более дешевые ресурсы, ставки по автокредитам в зависимости от срока погашения, первоначального взноса и стоимости автомобиля снизились в среднем на 2-3% годовых. Именно поэтому со второй половины 2023 года, особенно в четвертом квартале, количество купленных в кредит авто выросло почти на 30% по сравнению с началом года", – объяснила Шульга.

Рынок лизинга тоже постепенно восстанавливался. Если на конец 2022 года в портфелях банков и лизинговых компаний, по подсчетам аналитиков, было 21,9 тыс. новых иномарок, то уже к концу 2023-го — 26,4 тыс. То есть прирост составил 20,7%. Несколько скромнее того же периода времени подрос лизинг машин с пробегом — на 12,5% до 4,9 тыс. авто.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube