В Украине похищают данные о пациентах из системы eHealth - как работает мошенническая схема

Злоумышленники звонят по телефону жертвам

Мошенники
Мошенники звонят по телефону жертвам и сообщают о необходимости временной перерегистрации в системе eHealth и просят назвать код из SMS

Мошенники звонят по телефону жертвам и сообщают о необходимости временной перерегистрации в системе eHealth и просят назвать код из сообщения. В случае его получения они могут привязать свой телефонный номер к цифровой записи и получить доступ к персональным данным. Об этом сообщили в Центре стратегических коммуникаций и информационной безопасности, ссылаясь на проект BRAMA.

Злоумышленники звонят по телефону жертвам и сообщают о необходимости временной перерегистрации в системе eHealth и просят назвать код из SMS. В случае получения кода аферисты могут привязать свой телефонный номер к цифровой записи и получить доступ к персональным данным жертвы. 

Что нужно знать, чтобы не попасть на крючок аферистов:

  • семейные врачи не звонят пациентам для получения каких-либо кодов,
  • данные пациентов в eHealth не исчезают и не нуждаются в «восстановлении»,
  • любые изменения в системе здравоохранения происходят только при вашем личном присутствии.

Сообщение от ЕСЗ: что нужно знать пациентам?

Сообщение от ЕСЗ является основным способом подтверждения и информирования пациентов в электронной системе здравоохранения. Первое сообщение пациент получает при регистрации в системе или при подаче декларации врачу первичного звена. В дальнейшем сообщения могут поступать в случае обращения в медицинские учреждения, в частности, по электронным направлениям, е-рецептам, медицинским выводам и т.д.

Когда приходят сообщения от ЕСОЗ и что они означают

  • Сообщения при регистрации в ЕСЗ или обновлении персональных данных. Пациенты, зарегистрированные в системе, получают соответствующее уведомление от системы. Регистрация пациентов в системе сейчас проводят медицинские работники. Первое уведомление приходит пациенту при регистрации и содержит четырехзначный код для подтверждения правильности введенных данных и принадлежности телефонного номера пациенту. При регистрации пациент выбирает метод проверки подлинности: по документам, через законного представителя или по номеру телефона. Если выбран последний вариант, сообщения будут поступать именно на этот номер – в виде SMS или отныне в Viber.
  • Сообщение при подаче декларации врачу. При подаче декларации семейному врачу пациент получает уведомление с кодом подтверждения. Назвав этот код врачу, пациент утверждает подачу декларации. Обратите внимание: врачи не звонят по телефону пациентам для получения кода. Пациент должен самостоятельно сообщить врачу во время личного визита.
  • Сообщение при получении е-направления. Пациенты получают сообщения с 16-значным номером е-направления. Например, если врач направляет вас к другому специалисту, после формирования е-направления вам поступит сообщение: "Ваше направление: 6495-7332-1362-2361". Этот номер следует назвать в регистратуре избранного медучреждения или врачу перед приемом. Исполнитель не имеет права потребовать бумажную версию направления. Медицинские услуги по е-направлению предоставляются бесплатно в учреждениях, имеющих соответствующие договоры с НСЗУ.
  • Сообщение при выписке е-рецепта. Некоторые лекарственные средства отпускаются только по е-рецепту. Врач создает цифровой документ, а пациент получает сообщение с номером рецепта и кодом погашения: "Ваш рецепт: ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ. Код подтверждения: ХХХХ". Пациент сообщает фармацевту номер е-рецепта, а после подтверждения выбранного лекарства предоставляет код для их получения. В редких случаях е-рецепт можно получить дистанционно.
  • Сообщение при формировании медицинского заключения о временной нетрудоспособности (для е-больничного). Пациент получает уведомление с номером медицинского заключения о временной нетрудоспособности (МЗВН), если врач сформировал его в ЕСЗ. Сообщение с номером МВТН отправляется в формате 1А2B-3В4G-5D6Е-7C8T. МВТН в дальнейшем является основанием для формирования электронного листа нетрудоспособности.
  • Сообщения с кодом подтверждения доступа к медицинским данным. Пациенты могут управлять доступом к своим медицинским данным. Если у врача нет доступа, он формирует соответствующий запрос, после чего пациенту поступает сообщение с четырехзначным кодом подтверждения. Врач получит доступ к данным только после ввода этого кода.

Сообщения от ЕСЗ поступают на номер, указанный врачом в системе при регистрации пациента. Именно поэтому при регистрации рекомендуют выбирать метод аутентификации по телефону и следить за его актуальностью. Так, ЕСЗ оперативно уведомит вас о создании е-направления или иного медицинского действия. Недавно пациенты начали получать сообщения от ЕСЗ не только через СМС, но и в Viber. Итак, если у вас установлен Viber, привязанный к номеру, указанному врачом в ЕСЗ, уведомления будут поступать именно туда. Если Viber не установлен – вы по-прежнему получите SMS-сообщение. Следующим этапом доставки сообщений станет доставка уведомлений от ЕСЗ через Дію.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube