Увидеть самолет в небе: соцопрос показал, по чем больше всего скучают украинцы во время войны

По данным социологов больше всего поведение украинцев как потребителей определяет стресс: под его влиянием наши граждане склонны к спонтанным покупкам

Самолет в небе – коллаж.
Украинцы мечтают о туристических путешествиях. Коллаж: Информатор-Украина

Поведение украинцев как потребителей в 2025 году, по мнению социологов, обуславливает в первую очередь длительный стресс, который застрял на высоком уровне. Поэтому многие наши граждане не склонны откладывать деньги и проявляют интерес к спонтанным покупкам. Такие выводы получены в ходе соцопроса, проводимого исследовательской компанией Gradus Research. 

Упомянутый опрос был представлен на 18-м Украинском маркетинг-форуме специального потребительского исследования — обновленный портрет украинского потребителя и культурные тренды 2025 года. В фокусе адаптация к многолетнему стрессу, новые модели покупательского поведения и изменения в жизненных приоритетах.

Забота о себе как стратегия выживания

Высокий и длительный стресс, зависший на отметке около 90% и не снижающийся, заставил украинцев активнее инвестировать время в здоровье.

«Стабильный тренд – это очень высокий уровень длительного стресса, который за последний год вырос по основным показателям, – комментирует Евгения Близнюк, социологиня, директор Gradus Research. – Мы начали этот показатель мерить в мае 2020 года. Вы все помните первый COVID? Сейчас смешно вспоминать об этом, но тогда казалось, что все общество застрессовано настолько, что выше, казалось, уже быть не может. Но, к сожалению, может. Мы живем примерно в этой красной зоне. Мы видим, что уровень стресса продолжает расти из года в год».

Увидеть самолет в небе: соцопрос показал, по чем больше всего скучают украинцы во время войны.

На этом фоне женщины стали уделять больше внимания заботе о собственном здоровье. Потому что сначала нужно «надеть кислородную маску на себя», а потом на свою семью. По словам исследователей, из хороших новостей: если женщина начинает заботиться о себе, потом она начинает заботиться о своей семье – детях, мужчине. Это маркер стабилизации и поиска рецептов, как жить во время стресса годами.

Увидеть самолет в небе: соцопрос показал, по чем больше всего скучают украинцы во время войны

Экономить или жить одним днем?

Структура расходов в кризис: продукты питания, коммунальные услуги и лекарства. Социологи объясняют, что расходы на лекарства значительно растут, поскольку в стране осталось много пожилых людей. Молодежь больше тратит на одежду, косметику и развлечения.

«На что стоит обратить внимание – это то, что представители поколения Z отказываются экономить, не хотят и не будут, и готовы тратить дальше на отдых, развлечения», - говорит Евгения Близнюк.

Большинство потребителей выбирает дешевые бренды. Этот показатель – 64% – очень велик и очень стабилен. Но представители поколения Z предпочитают более дорогие бренды. К тому же молодежь – лидер спонтанного решения.

Увидеть самолет в небе: соцопрос показал, по чем больше всего унывают украинцы во время войны 3

Умение экономить среди факторов, которые украинцы хотят оставить в прошлом. Это оказалось на глубинных интервью. Новый тренд – это поляризация стратегий выживания. Люди тяготеют либо к полюсу экономии, либо к полюсу "живем одним днем ​​и все тратим сейчас". Как можно понять, молодежь больше склоняется к "живем сегодня", а пожилые люди, прошедшие уже все кризисы нашей страны, предпочитают создавать запас прочности.

Увидеть самолет в небе: соцопрос показал, по чем больше всего скучают украинцы во время войны 4

Новые привычки украинцев

Практически все респонденты сказали, что круг общения изменился очень сильно. Кто-то уехал, с кем-то перестали общаться из-за разницы во взглядах, с кем-то, напротив, начали. Все отмечают сильнейшее обновление этой экосистемы близких связей.

У украинцев новый жизненный ритм, но с учетом возможных тревог.

«Как шутят коллеги: не успел заснуть до тревоги – на следующий день пей много кофе. Мы стали более гибкими и меньше планируем вперед. Украинцы – это нация, которая может пересобрать любой план и остаться эффективной. Если бы европейцы попали в такие условия, они бы были в ступоре», - говорит исследовательница.

Увидеть самолет в небе: соцопрос показал, по чем больше всего скучают украинцы во время войны 5

По чему скучают? Прежде всего – за путешествиями, об этом сказали все. Самолет в украинском небе станет для украинцев символом не просто победы, а нормализации жизни, возвращения в мирные времена. Мечтают об общении вживую, потому что очень много онлайн в нашей жизни. И моя любимая мечта – безмятежность информационного пространства. Люди мечтают перестать читать новости, отключить телефоны от новостных лент.

Увидеть самолет в небе: соцопрос показал, по чем больше всего скучают украинцы во время войны 6

Возвращая культуру

Сходные тенденции – о социальных изменениях в обществе руководители компаний и маркетологи обсуждали на Украинском маркетинг-форуме. Так, военный и участник проекта «Холостяк» Александр Терен рассказал, что принял участие, потому что хотел изменить представление о ветеранах с инвалидностью.

«Благодаря опросу, мы знаем, что произошли значительные изменения. На самом деле, в эмоциональном восприятии ветеранов стало меньше жалости, больше уважения. Люди раньше мало представляли с человеком с инвалидностью – то есть с ветераном или ветеранкой с ранением. Сейчас этот процент опять же вырос в положительную сторону. Когда мы поймем, почему мы должны уважать ветеранов, станет меньше эта пропасть между военными и гражданскими».

Маркетологи говорили о необходимости продвижения украинской культуры. Ярослава Гресь отметила, что сейчас все чаще бизнес начинает поддерживать такие проекты.

«Россия вкладывает очень много денег в продвижение «русской культуры» и нам нужно отвечать на это. К сожалению, пока собственных проектов у нас недостаточно», – говорит она.

Так, осенью 2025 года в широкий украинский прокат выйдет первый украинский полнометражный зомби-хоррор «Каховский объект». Директор по маркетингу медиакомпании Starlight Media Елена Мартынова рассказала, что по сюжету героиня Мара бросает вызов возрождению коммунистического тоталитаризма, пытающегося вернуть враг.

Исследование проведено исследовательской компанией Gradus Research 21-24 марта 2025 методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении Gradus. Размер подборки: 1000 респондентов. Выборка отражает структуру населения городов с количеством жителей более 50 тысяч в возрасте 18-60 лет. 

Ранее информатор поинтересовался у наших читателей, какое место получит Украина на Евровидении-2025. Вы можете присоединиться к нему даже сейчас. 

Какое место Украина займет на Евровидении

От нашей страны едет группа Ziferblat

Підписуйтесь на наш Telegram-канал, щоб не пропустити важливих новин. Підписатися на канал у Viber можна тут.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube