Управление космической политики: зачем нужно и как будет работать, объясняет Минобороны.

Главная цель новой структуры – объединить внутренние и внешние возможности для развития украинского военного космоса.

Управление космической политики Минобороны
Управление космической политики Минобороны

В конце марта Министерство обороны Украины объявило о создании Управления космической политики. Это событие подняло ряд важных вопросов. 14 мая Минобороны ответило на самые популярные из них. 

Что такое военный космос?

Военный космос — это применение космических технологий, инфраструктуры и объектов для обеспечения военных потребностей и целей. 

Зачем космос нужен Силам обороны Украины?

Сейчас Украина имеет три ключевых потребности в космосе:

  • Спутниковая связь. Одна из важнейших потребностей современного войска. Первое, что стремится уничтожить любой агрессор – это инфраструктура связи. Без него армия теряет систему управления. Также спутниковая связь – ключевой элемент для действия беспилотников на большие расстояния.
  • Разведка. Спутниковые данные разрешают выявлять перемещение неприятеля, анализировать его логистические маршруты, состав и концентрацию сил, определять уязвимые места. Это основа эффективного планирования сделок.
  • Раннее предупреждение о ракетной опасности. Оперативное обнаружение пусков ракет критически важно для работы систем ПВО и сохранения жизней как военных, так и гражданских. 

Что такое управление космической политики?

Управление космической политики в сфере обороны – это центр компетенций, который обеспечит согласованность усилий в сфере военного космоса и станет площадкой взаимодействия со всеми участниками космической экосистемы. Среди этих участников:

  • Органы военного управления сил безопасности и обороны – основные пользователи результатов космической деятельности;
  • Государственное космическое агентство Украины;
  • Другие государственные учреждения, причастные к сфере космической деятельности;
  • Страны-партнеры – через общие программы и обмен данными;
  • Коммерческие предприятия, разрабатывающие инновационные технологии, спутниковые системы, оказывают услуги по космическому мониторингу;
  • Научное сообщество – университеты, исследовательские центры и лаборатории, работающие над созданием новых решений.

Что конкретно будет делать новое управление?

Работа Управления состоит из трех основных направлений:

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы. Управление будет разрабатывать проекты нормативно правовых актов для развития космических способностей войска. Цель — создать эффективную и гибкую политику без лишней бюрократии, быстро реагирующей на вызовы войны.
  2. Технологическая экспертиза. Управление будет сотрудничать с научными учреждениями, R&D-центрами и разработчиками — будет искать перспективные технологии, специалисты и тренды для интеграции в оборону.
  3. Стратегическая координация космической поддержки боевых действий. Управление будет налаживать партнерства с международными правительственными и коммерческими структурами, заключать контракты на поставку технологий и данных. Опираясь на данные с поля боя, команда сможет эффективно рекомендовать распределение ресурсов и создавать прозрачные процедуры запроса космических услуг. Это ускорит доступ войска к нужным технологиям.

Как враг использует спутники против Украины?

В 2015 году Россия создала Воздушно-космические силы, объединив Военно-воздушные силы и Войска воздушно-космической обороны. Они управляют спутниковыми системами военного и двойного назначения, запускают космические аппараты на орбиту, мониторят космическое пространство, обнаруживают и нейтрализуют угрозы из космоса и в космосе.

Противник развернул около 200 спутников и 150 000 человек военного персонала, обслуживающих эту систему. Украина пока имеет один аппарат — «Народный спутник», который разработала компания ICEYE и приобрел Благотворительный фонд Сергея Притулы на средства из донатов граждан. Благодаря ему и поддержке партнеров украинское войско может противодействовать угрозам. Но этого мало - Украина должна перейти от роли потребителя к полноценному игроку в космической сфере. И задача Минобороны – обеспечить эту субъектность.

Какие еще страны развивают возможности в космосе?

В последнее десятилетие все больше стран признают космос критически важным для национальной безопасности. Они работают над тем, чтобы обеспечить своё присутствие и защиту интересов на орбите.

Кроме России с 2015 года военную космическую программу развивает Китай. В 2019 году США создали отдельный род войск – Космические силы. Их задача – защита интересов страны и сдерживание агрессии из-за операций в космосе. Только в 2023 году они совершили 74 ракетных запуска, а в 2024-м — уже 93, что стало рекордом.

В том же 2019 году Индия основала Агентство космических исследований под эгидой Министерства обороны. Собственные космические войска Великобритании, Франции, Италии, Польши и Германии. В 2021 году к ним присоединились Испания, Чехия, Япония, Тайвань, Турция, Азербайджан и Казахстан.

Сколько человек будет работать в Управлении космической политики и каковы их компетенции?

В настоящее время команда Управления почти сформирована и будет насчитывать около 20 специалистов с глубокой специализацией и практическим опытом. осведомленность) и специалисты, ответственные за взаимодействие с поставщиками и пользователями оборонного сектора.

Какие бюджеты космических оборонных программ в мире?

В 2024 году правительства мира потратили рекордные $135 миллиардов на космические программы, из которых $73 миллиарда (54%) направлены на оборонные нужды.

Лидером по объему финансирования остаются США: в 2025 году бюджет Космических сил составил $29.6 миллиарда. Востоке, в Австралии и Новой Зеландии.

Такие суммы выглядят значительными, однако космос все еще занимает сравнительно небольшое место в общих оборонных расходах: для США только около 3.5% бюджета Министерства обороны. Это подтверждает, что космос уже не роскошь — он становится более доступным, в том числе и для Украины.

Как финансируется управление космической политики?

Финансирование Управление космической политики будет осуществляться в рамках существующего бюджета, предусмотренного для Минобороны, путем перераспределения ресурсов. Создание управления не требует дополнительного финансирования и не влияет на общую численность вооруженных сил. Решение о финансировании конкретных проектов принимается внутри общего оборонного бюджета. Закупки космических технологий или запуск профильных программ возможны только после подготовки Минобороны обоснования проекта и его согласования с Кабинетом Министров Украины.

Как ранее сообщал Информатор, до 2030 г. Украина планирует иметь национальные спутники для оборонных целей, а также систему оповещений воздушных тревог и контроля космического пространства.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube