В целом, начиная с 2019 года из-за достижения предельного срока службы перестали использовать 794 пассажирских вагона
Нехватка билетов в самые популярные направления превратилась в системную проблему Укрзализныци. Попытка бороться с перекупщиками билетов путем введения верификации через «Действие» вызвала волну критики, это создало неудобства для пассажиров, но не искоренило проблему. Приводим ответы Укрзализныци, предоставленные по запросу издания Небоскреб, опубликованные 15 сентября.
Летом 2025 года нехватка билетов на поезда была особенно ощутима. Тысячи украинцев столкнулись с проблемой – невозможностью купить билет, чтобы путешествовать по Украине. Об этом уже и шутили, и создавали мемы, и жаловались в соцсетях, и делились лайфхаками. Ситуацию это, конечно, не изменило, потому что проблема системная — планирование поездки на поезде превратилось в настоящий квест.
Новые билеты появляются в приложении УЗ ровно в восемь часов утра за 20 суток до даты поездки. Обычно на самые популярные маршруты, как Киев—Львов, в 8:15 билеты уже раскуплены. Если путешествуешь самостоятельно – это не критическая проблема. Обычно можно «выхватить» еще один не очень удобный билет. Однако, если путешествует вся семья, особенно с детьми, ситуация сильно обостряется — приобрести целое купе этим летом было почти невозможно.
Учитывая, что из-за полномасштабной войны, закрытого воздушного пространства и ограничения на выезд за границу для военнообязанных, большинство людей выбирают именно поездки поездом и отдых в пределах страны, проблема становится особенно ощутимой, в частности в период отпусков и каникул. Спрашивается: почему УЗ не может просто добавить больше вагонов и поездов на самых популярных направлениях?
Представители Укрзализныци объяснили «Небоскребу», что вагонов критически не хватает — по состоянию на 3 августа 2025 всего в пассажирских поездах курсировало лишь 1488 вагонов.
«С прошлого года потеряли из-за обстрелов три вагона, еще шесть вагонов стали полностью непригодными для эксплуатации из-за своего предельного возраста, а 95 вагонов подошли к рубежу, за которым нуждаются в дорогостоящем ремонте. Еще часть вагонов обеспечивает стратегические перевозки – медицинскую эвакуацию военных, специальные перевозки и другие государственные задачи и не учитываются в общей статистике», – объясняют в Укрзализныце.
В общей сложности, начиная с 2019 года из-за достижения предельного срока службы перестали использовать 794 пассажирских вагона. 265 вагонов после начала полномасштабного вторжения остались на оккупированных территориях, еще 28 вагонов были повреждены без возможности восстановления в результате вражеских обстрелов. В Укрзализныце прогнозируют, что с 2025 по 2029 годы спишут еще 361 вагон.
«Под пассажира остается всего около полутора тысяч вагонов. Значительную часть мест даже в этих вагонах сейчас занимают групповые перевозки — преимущественно детские группы: дети ВПЛ, погибших и действующих военных, дети из прифронтовых регионов в период отпусков активно отправляются на отдых. По определенным направлениям (н-р: Киев — Рахов, Киев — Ужгород, Киев — Ясиня) только за одну неделю лета в самых популярных поездах количество таких групп достигало 60% всех доступных мест в поезде. Это привело к четырехкратному дисбалансу спроса к предложению мест после вычета мест, отданных под группы. Даже при этом часть групповых заявок, к сожалению, остается недовольной — только 30% желающих можем перевезти, иначе свободных мест в доступе было бы еще меньше», — объясняют в Укрзализныци.
Для решения этой проблемы уже сейчас увеличивают операционную эффективность. В частности, один вагон уже перевозит больше пассажиров, чем в прошлом году — за счет уменьшения времени простоя поезда по прибытии в депо и назначении дополнительных оборотных поездов.
«Также есть рекордные темпы обновления подвижного состава — впервые столь масштабно закупаем новые вагоны. Недавно подписали очередной контракт на закупку партии из 100 новых вагонов, но их поставки ожидаются не раньше 2027 года, ведь изготовление – это небыстрый процесс. Кроме того, мы уже получили 54 новых вагона по заказу 2023 года, из них в этом году получили 39 новых вагонов, еще 12 вагонов ожидаем получить до конца года», — сообщают в Укрзализныце.
В период 2019-2024 годов 265 пассажирских вагонов остались на оккупированной территории, 28 были уничтожены, а 794 достигли предельного срока службы. И по словам представителей Укрзализныци именно это больше всего влияет на нехватку билетов. Итак, Украина нуждается в восстановлении всех этих вагонов, ремонте и закупке новых, и как можно скорее.
По информации Укрзализныци, первоочередная задача — расширение государственного финансирования на закупки новых вагонов и капитальный ремонт существующих. По их сообщению, Укрзализныця самостоятельно не может вкладываться в закупку новых вагонов, ведь денег едва хватает на то, чтобы осуществлять непосредственно операционную деятельность.
«Есть важная реальность: пассажирские перевозки пока хронически убыточны. За билеты на внутренние рейсы пассажиры платят только часть их себестоимости. Разницу покрывает государство (общины) или само УЗ (если есть из чего) — и это десятки миллиардов гривен в год», — объясняет Укрзализныця.
В 2021 году Укрзализныця перевезла 25.1 млн пассажиров (учитывая наводнительные ограничения). Для сравнения, за семь месяцев 2025 года было перевезено 18 млн. пассажиров. В УЗ объясняют, что прогнозируемый спрос невозможно покрыть, учитывая потери только за счет производства новых классических пассажирских вагонов, ведь вагоны локомотивной тяги строятся долго. Поэтому планируется увеличить долю дневного сообщения до 40% от общего объема пассажирских перевозок за счет закупки новых электропоездов Hyundai (Интерсити и Интерсити+). Это позволит оптимизировать нагрузку: перераспределение пиковой погрузки отправление поездов с вечернего времени на другие периоды суток позволит более равномерно использовать инфраструктурный потенциал сети.
«Закупка 20 новых электропоездов Hyundai позволит кроме текущих маршрутов до Перемышля, Луцка, Днепра, Тернополя, Одессы, Харькова, Запорожья и Львова запустить дополнительные рейсы во Львов, Днепр, Одессу, Харьков, Запорожье, Трускавец, Славско, Чернигов Кременчуг, Черкассы, Кривой Рог Винницы, Жмеринки и Житомира», - сообщают Укрзализныци.
При контрактовании поездов уже в 2026 году и наличия соответствующего государственного финансирования на это, такие планы удастся реализовать до 2030 года. Также увеличение темпов ремонта электропоездов позволит запустить еще 16 новых и дополнительных маршрутов, а дополнительные дизель-поезда позволят покрыть еще восемь маршрутов.
С первого августа 2025 года перевозчик ввел новую систему верификации через Действие. Подпись для нескольких популярных рейсов, объясняя это борьбой с «перекупами». Тогда это решение активно критиковали, в частности, по мнению юристов, нововведение «Укрзализныци» нарушает право на свободу передвижения, которое гарантируется статьей 33 Конституции – то есть если человек не может или не хочет верифицироваться, то он, по сути, не имеет свободного доступа к транспорту. В УЗ объяснили, что так блокируют пользователей, когда система видит подозрительную активность. На 7 августа, всего за неделю работы системы, заблокировали 3674 аккаунта. По внутренним билетам заблокировали 437 аккаунтов.
«Мы регулярно анализируем поведение пользователей в системе и отслеживаем аномалии. Также настроена новая антифрод-система, основанная на рейтинге пользователя.
Все пользователи с аномальными действиями были заблокированы системой. Всего за предыдущие сутки заблокировали 30 аккаунтов. Система автоматически отсекает большое количество запросов, настроенные антифрод-схемы (например, капча) — исключают возможность попадания ботов в систему», — объясняют в УЗ.
Укрзализныця развернула систему мониторинга аномальных действий пользователей во время пользования онлайн-сервисами перевозчика. В частности, оценивается не только непосредственно количество приобретенных билетов, наличие разных фамилий в билетах, но и действия, совершаемые в системе, чтобы «удерживать» билеты (этим злоупотребляют билетные спекулянты). Все это ради того, чтобы улучшить возможности найти свои заветные билеты даже в пик сезона для добросовестных пассажиров, отмечают в УЗ.
«Пользователи этих аккаунтов пытались использовать приложение УЗ, созданное для индивидуального приобретения билетов, для других целей: создавали много разных связанных аккаунтов и покупали из них небольшое количество билетов, чтобы обойти блокировку, пытались удерживать билеты, не переходя к этапу оплаты (очевидно, ожидая на совершали другие действия, которые были пойманы антифрод-системой», — сообщили в УЗ.
Все это помогло выявить пробелы в системе и лучше настроить антифрод.
У перевозчика рассказали, что помимо количества приобретенных билетов на разные фамилии, основанием для блокировки аккаунта может стать:
«Для борьбы со спекулянтами, которые теперь работают не под кассами, а все больше цифровизируются, также настроены автоматические внутренние предохранители, например сложные CAPTCHA (компьютерные тесты на определение того, кто использует систему – человек или бот, и другие более современные предохранители)», — пояснили в УЗ.
«Кроме этого, Укрзализныця системно работает с крупными агентами по продаже билетов по блокированию вредоносного программного обеспечения, которое пытается получить доступ к системе Укрзализныци для мониторинга билетов через посторонние сервисы. Не смогут эти сервисы преодолеть свои уязвимости – будут отключены», – отметили в УЗ.
В Укрзализныце напомнили, что их приложение предназначено для заказа путешествий физических лиц - нескольких пассажиров или семьи. А для клиентов, которым интересны именно групповые заказы, создан соответствующий сервис для группового оформления билетов.