Юристы советуют в таком случае писать жалобу в Национальный банк Украины, а также обращение к Уполномоченному по правам человека по дискриминации по возрасту. Если же эти инструменты не сработают, остается судебный путь — с требованием признать действия банка неправомерными, обязать его вернуть лимит и, при необходимости, компенсировать моральный вред
Читательница Минфина под ником 123natali123, обслуживаемая в Приватбанке «почти вся жизнь», рассказала о еще одном поводе, по которому банк может уменьшить кредитный лимит.
«Так вот вчера у меня был остаток кредитных средств более 6 тыс., на которые я рассчитывала, а сегодня у меня стоит баланс — 393 грн, то есть без предупреждения мне снизили мой лимит на кредитные средства», — пишет 123natali123.
На «горячей» линии Приватбанка, куда она обратилась, чтобы выяснить причины такого решения, сообщили, что «в этом месяце ей исполняется 70 лет» и, согласно нормативам, банк должен «право снизить лимиты на сумму задолженности с последующим доведением до 0, то есть закрыть кредитную карту». Такую позицию банка потребительница расценивает, как морализаторский приговор, мол, пора уже думать о душе, а не о жизни.
Пользователь утверждает, что просрочок нет, всегда погашала кредит в льготный период. И наиболее обидно, что решение об уменьшении лимита было принято без какого-либо предупреждения.
Приватбанк по запросу «Минфина» с просьбой прокомментировать данный случай не ответил. В то же время юристы объяснили, что банки действительно имеют право на изменение условий кредитования. Однако оно не является абсолютным. Любые возможные изменения должны быть заранее предусмотрены договором, а клиент должен сообщаться о корректировке существенных условий — в частности, кредитного лимита.
«Одностороннее уменьшение лимита без уведомления может расцениваться как нарушение ст. 11 Закона Украины „О защите прав потребителей“ и требований НБУ об информировании клиентов об изменении существенных условий договора», — отмечает налоговый адвокат ЮК «Приходько и партнеры» Евгений Ясинский.
Особо проблемным в этом кейсе является то, что основанием для уменьшения лимита фактически стал возраст клиентки. По словам юриста, украинское законодательство не разрешает изменять условия кредитования только потому, что человеку исполняется определенное количество лет. Такой подход имеет признаки возрастной дискриминации, прямо запрещенной Конституцией Украины и Законом «Об основах предотвращения и противодействия дискриминации».
«Если клиент не имеет просроченных обязательств и обслуживает кредит надлежащим образом, уменьшение лимита только из-за достижения определенного возраста может быть квалифицировано как необоснованное изменение условий кредитования, дискриминация по возрасту, нарушение прав потребителей финансовых услуг», — объясняет адвокат ЮК «Приходько и партнеры».
Именно поэтому, отмечает он, клиентке следует, прежде всего, обратиться в банк с письменным требованием предоставить объяснения и нормативные основания такого решения и требовать возобновления предыдущего лимита. В случае отсутствия должной реакции, следующим логическим шагом является жалоба в Национальный банк Украины, а также обращение к Уполномоченному по правам человека по дискриминации по возрасту. Если же эти инструменты не сработают, остается судебный путь — с требованием признать действия банка неправомерными, обязать его вернуть лимит и, при необходимости, компенсировать моральный ущерб.