Украинский национальный офис интеллектуальной собственности и инноваций сообщает, что с 1 января 2026 г. украинским производителям запретят использовать названия "шампанское", "коньяк" и другие географические указания ЕС
С 1 января 2026 г. в Украине прекратят использовать ряд европейских географических названий для алкогольной продукции отечественного происхождения. Речь идет, в частности, о названиях "шампанское" (Champagne), "коньяк" (Cognac), "порто" (Porto), "токай" (Tokaj), "арманьяк" (Armagnac) и другие.
Как объяснили в Украинском национальном офисе интеллектуальной собственности и инноваций, это связано с завершением 10-летнего переходного периода, предусмотренного Соглашением об ассоциации с Европейским Союзом.
Украинские производители должны изменить названия продукции в соответствии с национальным законодательством: например, вместо "шампанского" использовать "вино игристое". Название "шампанское" происходит от французского региона Шампань, где его производят по строгим правилам. А вместо "коньяка" – "бренди". "Коньяк" производится исключительно в городе Коньяк во Франции по особой технологии, и является видом бренди.
Кроме "шампанского" и "коньяка" под запрет попадают следующие названия вин:
А также таких спиртных напитков, как:
Запрет также касается производных слов типа "шампанизация" или "токайский". В то же время, алкоголь, изготовленный и маркированный до 1 января 2026 года, разрешено продавать до полного исчерпания запасов.
Соглашение об ассоциации с ЕС обязало Украину обеспечить охрану европейских географических указаний. Для названий, исторически используемых украинскими производителями, был предусмотрен переходный период с 2016 года. Его завершение закрепили законы «О географических указаниях спиртных напитков» и «О винограде, вине и продуктах виноградарства», вступающие в силу с 2026 года.
В IP Office отмечают: отказ от европейских названий должен способствовать формированию собственной идентичности украинских продуктов и повышению доверия к ним на международном рынке.
"Завершение переходного периода и отказ от использования отдельных географических указаний вин и спиртных напитков Европейского Союза для украинской продукции следует рассматривать как очередной стимул для развития Украины. Для утверждения уникальной идентичности украинских продуктов, роста их ценности и доверия к ним как в Европейском Союзе, так в мире в целом. Защита географических указаний важна" ‒ подчеркнула глава IP Office Елена Орлюк.