Основным фактором, который может всколыхнуть украинский рынок бензина и дизеля, остается дальнейшая судьба закона о повышении налогов, считают эксперты.
В Украине после окончания сезона жатвы и повышенного спроса со стороны аграриев рынок горючего ждет длительный сезон зимних холодов, когда потребление минимально. В этих условиях трейдеры ожидают снижения цен на все виды горючего сначала в группе, а впоследствии и на стелах. Кроме того, сети продолжат маркетинговую борьбу за клиента, устраивая акции. Об этом говорится в публикации Delo.ua.
По оценке консалтинговой компании "Нафторинок", на прошлой неделе дизтопливо в группе подорожало на 63 коп./л до 43,72 грн./л. Однако в пятницу, 8 ноября, дизель подешевел на 15 коп./л по сравнению с 6 ноября. Спотовая цена дизтоплива в Европе за прошедшую неделю также подорожала на $5-9/тонна до $679-687/тонна в северо-западных портах и до $683-691/тонна в портах Средиземного моря. Однако в конце прошлой недели дизельные котировки в ЕС также продемонстрировали тенденцию к понижению.
"В настоящее время рынок настроен на дальнейшее уменьшение цены, что объясняется нисходящей тенденцией внешних котировок и низким потреблением из-за снижения полевых работ в агросекторе", — заявил аналитик консалтинговой компании "Нафторинок" Александр Сиренко.
Средняя оптовая цена на бензин на 8 ноября по сравнению с 1 ноября выросла на 8 коп./л до 46,06 грн/л. Средняя цена бензина А-95 на АЗС за прошлую неделю снизилась на 5 коп./л до 55,58 грн/л. Тем временем средняя розничная цена дизтоплива выросла на 15 коп./л до 55,68 грн/л. Между тем, остается вероятность акций со скидками на топливо до 6 грн/л от крупнейших общенациональных сетей АЗС. Сиренко говорит, что такие акции помимо борьбы за розничного клиента могут быть вызваны необходимостью сетей распродать летний ресурс дизтоплива накануне зимы.
По данным "Нефтерынка", в течение июля - октября компания ОККО импортировала 284,1 тыс. тонн дизтоплива. Подобная ситуация с остатками европейского бензина, содержащего спирт: в условиях низких температур это горючее подвержено большему накоплению влаги, что приводит к ухудшению его качеств. Основатель группы компаний "Прайм" Дмитрий Леушкин считает, что на этой неделе не следует ожидать значительных ценовых колебаний на рынке бензина и дизеля. Основным фактором, который может всколыхнуть украинский рынок бензина и дизеля, остается дальнейшая судьба закона о повышении налогов. Если президент его подпишет сети АЗС, должны будут платить налог на прибыль авансом. В этом случае, цены на бензин и дизель на АЗС бюджетного сегмента могут вырасти на 50 коп./л.
"Мы не ждем фундаментальных изменений цен. Рынок наполнен горючим, а с продажами сейчас все очень плохо. Активность на рынке серьезно упала, потому что жатва закончилась. Все идет к зимнему сезону. Но маркетинговая борьба продолжится", — акцентировал Леушкин.
Таким образом, на этой неделе цены на бензин и дизельное топливо на АЗС будут оставаться неизменными. Однако высока вероятность новых значительных скидок на АЗС. По оценке "Нефтерынка" за прошедшую неделю импорт LPG увеличился за последнюю неделю на 21,4% до 2,33 тыс. т в сутки, по сравнению с 24-30 октября. Средняя цена за аналогичный период выросла 0,5% до $772/т на границе Украины (от 53 100 грн/т с налогами).
"На следующей неделе сохраняется потенциал к дальнейшему снижению оптовой цены. Трудно прогнозировать насколько существенным оно будет, но точно более 1 тыс. грн/тонна. Розница будет догонять группу", — подчеркнул Шубан.
По его словам, на этой неделе уже есть потенциал к снижению цены на газ на 3 грн/л. Однако цены будут постепенно снижаться на 10-20 коп./л в сутки.
В течение прошлой недели стоимость дизельного горючего росла вслед за внешним рынком со стабилизацией в конце. Переходный сезон, который, по мнению отдельных трейдеров, несколько сбалансировал рынок, надежд не оправдал. Как говорится в материале enkorr, главным фактором стало столь же сезонное снижение потребления.
«Хорошие продажи были 4 и 5 ноября, что, скорее всего, было связано с выборами в США. Никто не знал, как отреагируют цены на нефть, потому закупались. Но уже в конце недели все ощутили спад», – рассказали в одной из топливных компаний.
Как считают трейдеры, основной проблемой был дисбаланс между спросом и предложением. В то же время с января по октябрь этого года импорт горючего вырос по сравнению с аналогичным периодом 2023 года на 6%, до 5,41 млн т. Поэтому в среднем избыток составляет 25-35%, которые давят на сбыт и маржу. По подсчетам enkorr, на юге при цене 41,60-41,80 грн/л премия к котировкам CIF Med к концу недели составляла около $84-89/т, что при вычислении различных расходов оставляет для трейдера $4-9/т. Но, как уже отмечалось выше, от посредников есть предложения и за 41,25 грн/л, которые явно означают «минус». По словам «западных» импортеров, продажи там были более оживленными, чем на юге, из-за меньшего количества предложений.
«В последнее время продажи на западе стабильно не очень хорошие, но по сравнению с югом лучше. Нет такого, чтобы ресурс стоял долго. Наличие меньшего количества продавцов и более-менее одинаковая политика сказывается», – отметил один из импортеров.
В начале недели, с 4 по 6 ноября, объемы растаможенного дизеля по сравнению с неделей ранее сократились на 16%, до 53,2 тыс. т. Уменьшилось снабжение топлива и основной хаб дизельного рынка - Юг: с 10,6 тыс. т до 9,3 тыс. т в сутки. Неделей ранее, с 28 октября по 3 ноября, на рынок было отгружено 142,6 тыс. т ресурса, из которых 56% приходится на юг, остальные на запад. Существенно просели отгрузки из Литвы и Германии, на 36% и 77% соответственно до 4,1 тыс. т и 0,4 тыс. т.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.