Новое расследование сообщества InformNapalm о тайных схемах обслуживания самолетов Су-30СМ с французским оборудованием Thales и Safran шокировало схему обхода санкции для ремонта и модернизации СУ-30СМ. Оказалось, что эта схема действует и сейчас
В Российской Федерации по состоянию на 2024 год насчитывается 130 истребителей 4++ поколения Су-30СМ. Именно эти самолеты враг чаще всего используют при массированных воздушных атаках в Украине. Сердцем и мозгами самолетов, которые и отвечают за их новейшость, стали западная авионика и дисплеи французских компаний Thales и Safran. На третий год войны россияне без проблем обслуживают и ремонтируют Су-30 СМ с редкими деталями, используя секретные схемы обхода санкции через казахскую компанию-прокладку ARC Group. Если бы россиянам действительно перекрыли доступ к западным авиадеталам, то русские пилоты Су-30СМ были бы просто "слепыми", вести обстрел с самолетов стало бы невозможно, да и сами истребители превратились бы в гору металлолома, и только один Бог знает, сколько украинцев, в итоге, остались бы живыми...
Новое расследование сообщества InformNapalm под названием "Тайные схемы обслуживания самолетов Су-30СМ с французским оборудованием Thales и Safran" шокировало схему обхода санкции по ремонту и модернизации СУ-30СМ. Выяснилось, что россияне еще задолго до войны разработали план, как поддерживать боевые истребители в рабочем состоянии и до сих пор активно им пользуются из-за низкой эффективности санкций.
В интервью "Голосу Америки" аналитик международного разведывательного сообщества Антон Павлушко отметил, что формально к этой схеме невозможно подкопаться, но при тщательном исследовании все становится очевидным, а моральная сторона вопроса – просто противной.
По словам Павлушко, российский истребитель Су-30СМ является модернизированной версией Су-27. До войны западные компании активно сотрудничали с РФ и помогали ей модернизировать самолеты. Среди них были французские концерн Thales и компания Safran. По мере санкционных ограничений Россия стала заменять иностранные детали на СУ-30СМ собственными, но не всеми. На самолетах оставались французские авионики и дисплеи, которые россияне заменить не смогли. Именно эти западные запчасти и совершили российский истребитель тем модернизированным самолетом, который сегодня бомбит украинские города.
Понимая, что санкций избежать не удастся, россияне еще в 2021 году начали сотрудничать с подозрительной казахской компанией ARC Group. Ее основателем оказался 16-летний Алданазар Сагинбек, а сама компания существует с 2014 года и может относиться к Казахскому государству.
"С 2016 года ООО ARC Group является лицензиатом Комитета промышленного развития и промышленной безопасности Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан и имеет государственную лицензию на экспорт, импорт, монтаж, наладку, модернизацию, эксплуатацию, хранение, ремонт и техническое обслуживание авиационной техники и запасных частей Отдельная гордость компании – дистрибьюторское соглашение с компанией Safran Electronics & Defense", - говорится в расследовании InformNapalm.
С 2021 года расследователи начали фиксировать первые попытки сотрудничества между ARC Group и российской компанией "Росавиаспецкомплект". Уже тогда россияне из-за этой казахской компании-прокладки пытались найти способ сотрудничества с французами, понимая, что санкции оборвут все связи. Если в первых вариантах сделки упоминались ремонт и модернизация российских самолетов, то далее эти упоминания убирались и остались только модернизация и тестирование авиационного оборудования компаний Thales и Safran. Впрочем, по списку компонентов можно догадаться, что речь идет об оборудовании самолетов СУ-30 СМ.
Дальше эти компании начинают активно сотрудничать. К примеру, в 2022 году они оговаривали, что и в каком количестве будут ремонтировать. При этом россиянам было важно, чтобы все французские детали обслуживались именно сертифицированными специалистами и соответствующим оборудованием. В течение 2022 года был запланирован ремонт деталей на 1,5 млн евро, а в 2024 году речь шла уже о ремонтных работах на 6,5 млн. В январе 2023 эти компании обсудили отправку своих работников на обучение во французскую компанию Thales, а дальше все подготовленные специалисты отправлялись на завод в российский Иркутск, где они ремонтировали и обслуживали СУ-30 СМ. Впоследствии командировки в РФ начали проходить лошади 2-3 месяца.
"Поэтому такие ремонты должны проводить сертифицированные специалисты, и именно этой сертификацией, ремонтом и поставкой оборудования занималась казахская компания, чтобы после войны не к чему было придраться. С моральной точки зрения, это отвратительно, но люди на этом зарабатывают", - говорит Павлушко.
Расследователь допускает, что с юридической точки зрения сделки "чистые" и формально к ним невозможно подкопаться. Впрочем, резкий спрос на тестирование и ремонт оборудования именно в войну вызывает вопросы. Французскую Thales могли бы просто подставить, прикрываясь надежным сотрудничеством.
"И конечно, потом можно формально показать контракт, сказать, что с юридической стороны все как следует, но все должны прекрасно понимать, что если вам вдруг поступают предложения из Казахстана научить специалистов, или вдруг им нужно купить тестировочное оборудование... Все же прекрасно понимают, о чем идет речь. Конечно, с моральной точки зрения это отвратительно, но люди на этом зарабатывают", - заключает он.
11 сентября над Черным морем упал российский истребитель Су-30 СМ. Самолет производился после того, как запустил ракеты по Украине и упал вблизи Севастополя. Впоследствии оказалось, что уничтожение Су-30 СМ стало успешной операцией бойцов ГУР МО, устроивших ему настоящую засаду.
5 октября в Донецкой области в городе Константиновка упал российский самолет. Истреблявший взорвался и сгорел дотла, повредив дома, расположенные рядом. По словам главы Константиновской МВА Сергея Горбунова, в результате падения истребителя не было жертв или пострадавших. Предварительно речь шла о самолете Су-34, поскольку, по словам военных, он летел на высоте 7-8 тыс. метров.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.