В ТЦК разобрали главные требования, касающиеся как работниц, так и работодателей
Донецкий областной ТЦК разъяснил вопрос военного учета женщин с медицинским образованием. Там напомнили, что с 31 июля 2025 действуют новые правила военного учета женщин, имеющих медицинское или фармацевтическое образование. Для них предусмотрена «автоматическая» постановка на военный учет, а работодатели получают новые обязанности по военному учету таких работниц.
Начиная с 31 июля 2025 года действует обновленный механизм постановки на военный учет женщин с медицинским или фармацевтическим образованием. В СМИ этот подход часто называют "автоматическим". Впрочем, речь идет о четко определенной процедуре», - отметили в ТЦК.
В соответствии с обновленным п. 50 Порядка организации и ведения военного учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденного постановлением КМУ от 30.12.2022 № 1487 (далее – Порядок № 1487), учебные заведения, осуществляющие подготовку женщин по медицинскому или фармацевтическому сроку. подать список таких женщин в ТЦК по задекларированному или зарегистрированному месту жительства женщин.
После получения списков от учебных заведений, территориальные центры комплектования и социальной поддержки вносят информацию в реестр «Оберег», указывая женщин как военнообязанных с присвоением военно-учетной специальности. В свою очередь женщины обязаны в течение 60 суток после получения образования прибыть в ТЦК для прохождения военно-врачебной комиссии (ВЛК).
Новый порядок касается только тех, кто получает соответствующее образование после 31 июля 2025 года. Для женщин, получивших медицинское или фармацевтическое образование до этой даты и не состоящих на военном учете, применяются действующие ранее правила. Такие женщины должны самостоятельно обратиться в ТЦК для постановки на военный учет. Их учет осуществляется в порядке, действовавшем до изменений.
На военном учете обязательно должны состоять женщины, получившие медицинскую или фармацевтическую специальность. В этой части перемен не произошло. Женщины с другими специальностями могут стать на военный учет исключительно добровольно.
Теперь женщина с медицинским или фармацевтическим образованием обязана предоставить ВОД военно-учетный документ во время трудоустройства. Это может быть бумажный военно-учетный документ или электронный документ в системе Резерв+. Без этого документа работодатель не имеет права трудоустроить такую женщину. Ведь военный учет на предприятии может вестись только при наличии ВОД. Нарушение этой обязанности может привести к наложению штрафных санкций.
Если женщина с медицинским или фармацевтическим образованием, не состоящая на военном учете, была трудоустроена до 18 мая 2024, работодатель обязан сообщить об этом ТЦК. Сообщения подаем произвольной формы. Сроки для подачи законодательством не установлены. Впрочем, сделать это точно стоит до проверки предприятия.
Если работница имеет ВОД (или встала на учет добровольно), работодатель обязан вести ее военный учет на общих основаниях, как и для мужчин. Такой учет включает:
Важно уточнение, вызывающее многочисленные вопросы: женщины могут быть призваны на военную службу только добровольно. В соответствии с Законом Украины от 25.03.1992 № 2232-XII «О воинской обязанности и военной службе», даже если женщина состоит на военном учете, ее могут мобилизовать только с ее согласия! Принудительный призыв для женщин не предусмотрен.
Еще одно важное положение: женщины не подлежат бронированию. Кроме того, военнообязанные женщины не включаются в общее количество военнообязанных, что учитывается при расчете квоты для бронирования на предприятии.
Как сообщал Информатор, если женщины-медикини не состоят на военном учете - они имеют срок в 60 дней, чтобы самостоятельно обратиться в ТЦК для постановки на учет. Если же этого не сделать – женщины таких специальностей будут попадать в розыск. Поскольку гендерного разграничения в Украине нет – действие законов одинаково как для женщин, так и для мужчин. Адвокат Катерина Анищенко говорит, что гендерного разграничения между мужчинами и женщинами в Украине нет, закон - одинаков для всех.